Готовы ли в наших школах преподавать труд без деления на мальчиков и девочек?

25 сентября 2020 - Администратор
Готовы ли в наших школах преподавать труд без деления на мальчиков и девочек?

 МОН РК в 2020 году при обучении ряду предметов разрешило деление классов на группы, только если численность коллектива превышает 24 человека. Среди прочих в список таких предметов попал и художественный труд, сообщает yk-news.kz.

Эта проблема возникла только в среднем звене - с пятого по девятый класс, так как в старшей школе с введением обновленного содержания образования художественный труд не преподается.

Изначально обучение в группах по принципу разделения на мальчиков и девочек на уроках труда регламентировалось приказом № 604 от 31 октября 2018 года: «разделение класса на две группы допустимо в городских организациях образования при наполнении класса в 24 и более обучающихся, в сельских - в 20 и более обучающихся <…> по художественному труду (группы мальчиков и девочек независимо от наполняемости класса)».

Таким образом, девочки обучались домоводству, то есть шитью, вязанию, приготовлению и оформлению пищи, а мальчики - работе с металлом, деревообработке и прочим необходимым в домашнем хозяйстве вещам.

Приказом МОН РК №182 от 5 мая 2020 года из государственного стандарта обучения был исключен пункт 63, которым утверждалось, что уроки художественного труда делятся для мальчиков и девочек независимо от наполняемости класса, - пояснил главный специалист по правовым вопросам локального профсоюза работников образования и науки ВКО Иван Соколов. - Но самое интересное, что в основном приказе МОН РК №604 от 31 октября 2018 года пункт 63 остался как актуальная версия. В нем разделение на группы по гендерному принципу на уроках художественного труда утверждается независимо от количества детей в классе. При этом на сегодняшний день не существует ни новой учебной программы, ни новых учебников, рассчитанных на объединение учебных программ для мальчиков и девочек. К тому же никого надлежащим образом о предстоящем сокращении не предупреждали. А ведь учебная нагрузка - это зарплата учителей!

Обращение в МОН РК представителей образовательной сферы ВКО и Усть-Каменогорска не принесло никаких результатов. Педагогам порекомендовали следовать букве закона. Но что делать, если два законодательных акта в корне противоречат друг другу? Похоже, чиновники от образования сами плохо представляют себе последствия подобной реформы. И совершенно не готовы давать разъяснения дезориентированным коллегам из регионов.

Школьные кабинеты технологии, где проходят уроки художественного труда, оборудованы кухонной техникой, швейными машинами и инвентарем - у девочек и станками - у мальчиков. По мнению педагогов, мощности их рассчитаны на групповое деление и для полного класса там просто нет места.

Неоднозначную реакцию вызвала поправка, внесенная в стандарт обучения, и у родителей.

И, наконец, третий немаловажный аспект проблемы заключается в том, что отмена деления на группы значительно сократит количество часов у учителей-трудовиков.

- Особенно сильно это коснется малокомплектных сельских школ, — убежден Иван Соколов. - Сельские учителя труда в буквальном смысле попадают под удар. В МКШ небольшое количество класс-комплектов и низкая наполняемость, поэтому отмена деления для них - суровая реальность. Уже сейчас у некоторых трудовиков в районах осталось по шесть часов нагрузки. Это треть ставки. Тут поневоле задумаешься о смене работы, иначе не выжить.

Серьезное сокращение нагрузки ждет и городских учителей. Вопрос, каким образом должен выживать человек, получающий только часть заработной платы, реформаторов, похоже, не заботит, несмотря на принятый недавно Закон о статусе педагога.

Когда материал готовился к публикации, вице-министр образования РК Шолпан Каринова, наконец, дала разъяснения касательно преподавания художественного труда в школах.

"В Государственный общеобязательный стандарт образования введена измененная норма, - написала она на своей странице в Facebook. - В ГОСО указано, что "допускается деление класса на подгруппы", то есть в документе разрешено деление.

Внесение изменений вызвано следующими объективными факторами.

Во-первых, в большинстве школ не созданы условия для раздельного обучения мальчиков и девочек, нет соответствующих мастерских. Но школы делили учащихся на подгруппы. Это приводило к финансовым нарушениям, к неэффективному использованию бюджетных средств.

Во-вторых, все общество признает, что понятие "мужских" и "женских" профессий в обществе исчезло 5-10 лет назад. Конечно, напрашивается справедливый вопрос: не должна ли и школа реагировать на данные реалии жизни?

Методическим службам давалось задание разъяснять и правильно применять нормы нормативных правовых актов. Таким образом, разделение на подгруппы не отменено совсем. Если в школе созданы все условия, а дети и их родители желают обучаться в группах для девочек, для мальчиков, то для этого возможность предоставлена. Самое главное, школа должна учитывать выбор ребенка".

Реакцию педагогического сообщества на это пояснение можно обозначить одним словом – «недоумение». Ведь госпожа Каринова не привела в доказательство своих утверждений ни одного нормативно-правового акта, на основании которого реформа вступила в силу. Общее мнение выразил представитель локального профсоюза педагогических работников ВКО, заметивший, что такие поправки в НПА можно вносить только после обсуждения их со всеми заинтересованными лицами.

Мира Круль.


https://yk-news.kz/news/новость-об-отмене-деления-учащихся-на-группы-мальчиков-и-девочек-огорошила-учителей-труда-и

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Комментарии с нецензурными выражениями, оскорблениями, разжигающие межнациональную рознь, рекламой и т.д. строго запрещаются. Будьте вежливыми и сдержанными по отношению к авторам статей и другим комментаторам. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к статьям.
О нецензурных и т.п. комментариях cообщайте администратору по почте lisnov1@yandex.ru