Давайте служить народу

10 апреля 2017 - Администратор

 Служебная дисциплина, служебная этика государственных служащих.

Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих.

Соблюдение государственными служащими содержащихся в Этическом Кодексе требований является их служебным долгом, а нарушение - влечёт ответственность.

Этическое поведение государственных служащих и степень их добросовестности по отношению к своим обязанностям является одним из важных индикаторов состояния государственного управления в целом, уровня его способности решать поставленные задачи.

Вместе с тем, действующий Закон «О государственной службе Республики Казахстан» от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК (далее - Закон) направлен на реализацию Плана нации – «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» и на профессионализацию государственного аппарата.

В этой связи, хотелось бы подробнее остановиться на служебной дисциплине и служебной этики государственных служащих.

Служебная дисциплина (англ. official /office discipline) - вид трудовой дисциплины, строгое выполнение всеми служащими должностных обязанностей, установленных законодательством, правилами внутреннего распорядка, должностными инструкциями служащих, приказами руководителей и условиями трудового договора (контракта).

Служебная этика государственных служащих – правила поведения государственных служащих, установленные настоящим Законом и Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан.    

В целях соблюдения служебной дисциплины ст.43 Закона предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей государственными служащими.

При этом, наиболее частая ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей государственными служащими наступает дисциплинарная, за совершение которого налагаются такие виды взысканий как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии или понижение в государственной должности, увольнение с занимаемой государственной должности.

Вместе с тем, следует отметить, что в Законе дисциплинарным проступком государственного служащего понимается как противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины и служебной этики, а равно несоблюдение установленных законами Республики Казахстан ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе (ст.44).

       В Стратегии развития Казахстана-2050 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев обозначил сформировать профессиональный государственный аппарат, для которого служение народу и государству превыше всего. В связи с чем, в Законе определены нормы, определяющие дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, в частности, неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций; использование своих должностных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением своих материальных интересов либо близких родственников и свойственников; предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной службе; оказание неправомерного предпочтения физическим и (или) юридическим лицам при подготовке и принятии решений; оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности; использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению; необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством Республики Казахстан, либо ее задержка, передача недостоверной или неполной информации; требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством Республики Казахстан; передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов; дарение подарков и оказание неслужебных услуг официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий указанных лиц имущественной выгоды, блага либо преимущества;

явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав, свобод и законных интересов; грубые нарушения требований к организации и проведению проверок в отношении субъектов предпринимательства, установленных в подпунктах 1), 2), 3), 4) и 7) статьи 151, подпунктах 2), 6) и 8) пункта 2 статьи 156 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан; делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль и надзор за нею; передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа; участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами; принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и иных форм от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан; принятие подарков или услуг в связи с исполнением своих государственных или приравненных к ним функций от государственных служащих и иных лиц, зависимых от них по службе, за общее покровительство или попустительство по службе; принятие приглашений во внутригосударственные и зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц как иностранных, так и Республики Казахстан, за исключением поездок: по приглашению супруга (супруги), родственников за их счет; по приглашению иных физических лиц (с согласия вышестоящего должностного лица или органа), если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной деятельности приглашаемых; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Казахстан или на взаимной договоренности между государственными органами Республики Казахстан и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо органа для участия в научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств организаций, в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких организаций; использование не предусмотренных законодательством Республики Казахстан преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества.

       Этическое поведение государственных служащих и степень их добросовестности по отношению к своим обязанностям являются одним из важных индикаторов состояния общества в целом.

Общество рассчитывает, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей Родине - Республике Казахстан.

Каждый человек, находящийся на государственной службе, должен осознать всю значимость своей, работы, понять, что он встал на путь служения народу. Каждый государственный служащий должен быть истинным патриотом своей страны, справедливым, преданным своему делу, быть примером, эталоном современного казахстанского общества. Именно этого ожидает общество от представителей публичной службы - государственных служащих.

                                                                  А. Касенов,

главный специалист

Департамента Агентства

Республики Казахстан

по делам государственной службы и

противодействию коррупции

по Костанайской области        

 

 

 

О ходе проведения комплексной аттестации государственных служащих

В соответствии с 15 шагом «Плана нации – 100 конкретных шагов» в 2017 году проводится аттестация административных государственных служащих корпуса «Б».

В отличие от аттестации прошлых лет, которая проводилась один раз в три года, проводимая аттестация носит разовый и комплексный характер. Кроме того, она не включает в себя процесс тестирования на знание законодательства. Вместо этого, госслужащие оцениваются на наличие компетенций, требуемых для эффективной работы на конкретной должности, посредством применения специальной автоматизированной программы. Госслужащие впервые при прохождении аттестации проходят тестирование на оценку личных качеств на основе новой системы Единой рамки компетенций.     

Исходя из этого, целью аттестации является не только определение уровня профессиональной подготовки, но и выявление потенциала служащих для дальнейшего развития и карьерного продвижения.

Аттестация проводится последовательно в три уровня в зависимости от категории занимаемых должностей. Особенностью такой трехуровневой системы является то, что лица, прошедшие аттестацию вышестоящего уровня находятся в составах нижестоящих комиссий. Данный подход обеспечивает большую беспристрастность к проводимому процессу и единый подход к собеседованиям.

На всех уровнях аттестация состоит из трех этапов: 1) составление оценочного листа; 2) тестирование на оценку личных компетенций; 3) собеседование в ВАК или аттестационных комиссиях соответствующего уровня с принятием решений аттестационной комиссией по итогам собеседования и с учетом результатов предыдущих этапов.

На данный момент, по данным Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области участие в первом этапе (тестировании) аттестации приняло 3897 государственных служащих. Так, оценки «превосходно» получило 1364 специалиста (35%), «эффективно» - 2408 специалистов (62%), «удовлетворительно» - 114 специалистов (3%). Минимальная оценка в ходе тестирования была присуждена 11 государственных служащим области (0,2%).

По данным Департамента до начала апреля текущего года участие в первом этапе примут еще 493 государственных служащих области. Напомним, что итоги комплексной аттестации  административных государственных служащих корпуса «Б» будут подведены в июне текущего года.

 

Байлина Г. Н.,

главный специалист Управления государственной службы

Департамента Агентства Республики Казахстан

по делам государственной службы

и противодействию коррупции по Костанайской области

 

 

Практика проведения внутреннего анализа коррупционных рисков

Вопросам эффективной борьбы с проявлениями коррупции в нашей стране отводится большое внимание, как со стороны государства, так и со стороны общества.

В системе противодействия коррупции основополагающим является выявление и минимизация коррупционных рисков, условий и причин, сопутствующих их возникновению.

Анализ  коррупционных  рисков  является новым инструментом противодействия коррупции.

В целом, обобщая имеющиеся теоретические и нормативные определения «коррупционный риск», можно сделать вывод, что все они сводятся к наличию благоприятных условий и обстоятельств, обеспечивающих возможность совершенствования механизмов противодействия коррупционным правонарушениям.

 Существует два вида анализа коррупционных рисков: внешний и внутренний. Если  внешний анализ реализовывается уполномоченным органом, то внутренний, согласно Типовым правилам, государственные органы организации и субъекты квазигосударственного сектора  проводят самостоятельно.

На законодательном уровне госорганам предоставлена возможность самим выявлять коррупционные риски и самим же предотвращать совершение таких правонарушенийя.

За 2016 год  согласно отчетной информации, представленной госорганами  внутренний анализ коррупционных рисков проведен в 423 госорганах (в том числе аппараты акимов городов и районов, отделы и сельские округа - 391, маслихаты – 17, ТПЦГО -15).

В результате данных анализов, 90% госорганов не выявили в нормативных правовых актах, а также в своей деятельности коррупционные риски.

В то время как при проведении внешнего анализа Департаментом Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области в деятельности 12 госорганов и 1 организаций выявлено 85 нарушений, 61 противоречий, 57 дискреционных норм.

Стоит отметить, что качество проведения внутреннего анализа коррупционных рисков государственными органами, организациями, субъектами квазигосударственного сектора является важной составляющей при выявлении причин и условии способствующих совершению коррупционных правонарушений и  находится на особом контроле, т.к. оценка коррупционных рисков, уровня их распространенности в различных сферах общественных отношений, установление причин и условий, мотивов воспроизводства коррупционных отношений способствует выявлению пробелов в законодательном регулировании противодействия коррупции, проблем, возникающих в практике их реализации, а также недостатков в организационном, ресурсном обеспечении этой деятельности и соответственно выработке мер, адекватных существующим возможностям и потребностям современного общества.

 

 

Шабденова А.М.,

главный специалист управления профилактики коррупции

Департамента Агентства РК по делам государственной службы

и противодействию коррупции по Костанайской области.

 

 

Казахстан - активный участник международного сотрудничества

в вопросах противодействия коррупции

Эффективная реализация Стратегии «Казахстан-2050», Концепции по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, Пяти институциональных реформ, Плана нации «100 конкретных шагов», Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015–2017 годы и иных стратегических и программных документов требует изучения и адаптации передового международного опыта, постоянного взаимодействия с зарубежными партнерами.

На сегодняшний день Казахстан является членом Ассоциации Антикоррупционных ведомств в (IACCA, г.Пекин), Антикоррупционной Сети Организации  Экономического Развития и Сотрудничества для стран Восточной Европы и Центральной Азии (АКС ОЭСР), Антикоррупционной Инициативы для стран Азии и Тихоокеании Азиатского Банка Развития и Организации Экономического Развития и Сотрудничества (АБР/ОЭСР, г.Манила), Международной Антикоррупционной Академии (МАКА, г.Лаксенбург) и Межгосударственного Совета по противодействию коррупции СНГ (МГСПК, г. Минск).

Также, в сфере государственной службы действуют 13 меморандумов о взаимопонимании с Кыргызстаном, Турцией, Венгрией, Финляндией, Китаем, Арменией, Таиландом, Францией, Великобританией, Грузией, Эстонией, Израилем и Южной Кореей.

Для Казахстана, который в прошлом году отметил 25-летие Независимости профилактика и противодействие коррупционных правонарушений является одним из главных направлений государственной политики. В этой связи, государственными органами, в том числе Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Костанайской области (далее - Департамент) и институтами гражданского общества ведется активная деятельность по формированию нетерпимого отношения населения к коррупции и освещению антикоррупционной деятельности государства в СМИ.

В рамках разработанных Планов в 2017 году Департаментом проведено 176 мероприятий с различными целевыми группами (в т.ч. семинары, круглые столы, лекции, заседания консультативно-совещательных органов, интеллектуальные игры, брифинги, пресс-конференции, общественные приемные, флешмобы, спортивные мероприятия, акции). Охват проведенным комплексом мероприятий составил порядка пяти тысяч жителей региона. В результате деятельности специалистов Департамента в средствах массовой информации опубликовано более 1000 новостных и информационных материалов.

В этой связи, призываем всех неравнодушных граждан к судьбе своей страны к взаимному сотрудничеству и непосредственному принятию участия в мерах по противодействию коррупции.  Ведь  культивирование «нулевой» терпимости к коррупции в правосознании граждан — одно из ключевых направлений Антикоррупционной политики Казахстана.

Кадирбаев Ж. М.,

главный специалист управления профилактики коррупции

Департамента Агентства РК по делам государственной службы

и противодействию коррупции по Костанайской области.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Комментарии с нецензурными выражениями, оскорблениями, разжигающие межнациональную рознь, рекламой и т.д. строго запрещаются. Будьте вежливыми и сдержанными по отношению к авторам статей и другим комментаторам. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к статьям.
О нецензурных и т.п. комментариях cообщайте администратору по почте lisnov1@yandex.ru