Изменения в законодательство в сфере государственной службы

Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы» внесены изменения в Закон «О государственной службе Республики Казахстан», которые вступили в силу с середины января текущего года.
Первое. Поправки значительно изменили статью 16 закона, уточнив условия поступления. Требования стали более детализированными, пересмотрены сроки ограничений.
Так, ранее действовал жесткий запрет для поступления на государственную службу.
В частности, гражданин, уволенный за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу, вообще не мог быть принят на госслужбу. Теперь этот пункт исключен.
Наряду с этим, сроки запрета на поступление на госслужбу сокращены и уточнены: за дискредитирующий проступок - запрет на 2 года (ранее 3 года), за нарушение служебной этики и ограничений - запрет на 1 год.
Сохранился общий запрет на 3 года за коррупционные административные правонарушения. При этом предусмотрено исключение: если гражданин впервые привлечен к административной ответственности за прием на работу лица, не представившего декларацию об активах и обязательствах, то этот факт не препятствует поступлению на госслужбу.
Таким образом, изменение учитывает специфику отдельных случаев, позволяя не применять жесткие ограничения к тем, кто впервые допустил нарушение, связанное с приемом на работу лица без декларации. Однако для всех остальных коррупционных правонарушений строгий запрет остается в силе.
Кроме того, даже если человек не понес уголовного наказания (освобождены от уголовной ответственности по основаниям 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 УПК РК, например, за истечением сроков давности, амнистией и другими причинами), сам факт совершения преступления небольшой тяжести остается препятствием для работы на государственной службе в течение пяти лет.
Также действует ограничение на 8 лет за совершение преступления средней тяжести.
Однако для определенных преступлений запрет является пожизненным. Это касается преступлений против личности, государства, общественной безопасности, правосудия, коррупционных преступлений, а также нарушений в экономической сфере и сфере здравоохранения.
Справочно: за совершение преступления средней тяжести против личности, семьи и несовершеннолетних, мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, интересов службы в коммерческих и иных организациях, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, интересов государственной службы и государственного управления, порядка управления, правосудия и порядка исполнения наказаний, конституционного производства, а также за совершение преступления средней тяжести в сфере экономической деятельности
Таким образом, нормы направлены на недопущение на госслужбу лиц, совершавших преступления, которые могут поставить под угрозу законность, безопасность и доверие к государственным институтам.
Ранее действовал запрет на поступление на госслужбу для лиц, совершивших преступление в составе преступной группы. Также не допускались граждане, в отношении которых уголовное дело о таком преступлении было прекращено по нереабилитирующим основаниям (например, в связи с истечением срока давности или примирением сторон) до истечения минимального срока лишения свободы, предусмотренного за это преступление. Однако этот пункт был исключен из закона.
Теперь сам факт участия в преступной группе не является самостоятельным основанием для запрета, но соответствующие ограничения могут применяться в зависимости от тяжести совершенного преступления.
Изменения затронули и правоохранительные органы, военную службу, специальные государственные органы, а также судей. Теперь граждане, уволенные по отрицательным мотивам из этих сфер, не смогут поступить на государственную службу в течение двух лет (раньше - трех лет).
При этом уточнены исключения: запрет не распространяется на судей, признанных профессионально непригодными по решению Комиссии по качеству правосудия при Верховном Суде, а также на лиц, уволенных за отсутствие на работе более трех часов без уважительной причины.
Более того, теперь прямо установлено, что наличие любого из перечисленных оснований влечет отказ в приеме на государственную службу.
Отмечаем, что для руководящих позиций установлены более длительные ограничения, чем для остальных должностей на государственной службе.
В частности, для занятия руководящей госдолжности установлены более строгие ограничения. Сроки, указанные в ряде подпунктов (6), 6-1), 7), 9), 9-1), 9-2) и 14)), увеличиваются на три года.
При этом уточнено, что под руководящей государственной должностью понимаются: политические государственные должности; административные государственные должности корпуса «А»;административные должности корпуса «Б», если они предусматривают руководство подчиненными сотрудниками согласно должностной инструкции; должность избранного акима.
Второе. Госслужащий может быть наказан за проступок, совершенный на предыдущей должности, даже если он уже занял новую.
В статью 44 закона внесено дополнение о «шлейфе ответственности». Теперь госслужащий, занявший другую политическую или административную госдолжность, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за проступок, совершенный на предыдущей должности. Это правило действует с учетом сроков наложения дисциплинарного взыскания и в порядке, установленном законодательством.
Такое дополнение усиливает принцип неизбежности ответственности и предотвращает уход от наказания путем перевода на другую должность.
Третье. Обеспечено единообразие норм, регулирующих прием и прекращение государственной службы.
То есть изменения в статьях 59 и 61 логично вытекают из обновленных условий поступления на госслужбу
К примеру, в подпункт 11 статьи 59 Закона, регулирующую прекращение госслужбы политическими государственными служащими, внесены последовательные изменения.
В частности, основанием для прекращения их службы является принятие на государственную службу лиц, указанных в подпунктах 6), 6-1), 7), 8), 9), 9-1), 9-2), 10), 11) и 14) части первой пункта 3 статьи 16 закона.
Исключен пункт, предусматривавший увольнение политических госслужащих за прием на работу лиц, чье дело о преступлении в составе преступной группы было прекращено.
Вместе с тем, из списка оснований для увольнения по отрицательным мотивам исключен подпункт 12)
Справочно: принятия на государственную службу лица, в отношении которого уголовное дело о преступлении в составе преступной группы прекращено органом уголовного преследования или судом на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, до истечения срока нижнего предела наказания в виде лишения свободы, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Республики Казахстан;
Четвертое. Внесены изменения в статью 61 «Прекращение государственной службы административными государственными служащими».
Раньше, если госслужащий переходил на новую должность, его не могли наказать, если в отношении него рассматривались вопросы о коррупционных или дискредитирующих дисциплинарных нарушениях. Теперь это ограничение убрано, и занятие другой должности возможно вне зависимости от таких разбирательств (пп2) ст.61).
Введена новая норма, согласно которой занятие другой госдолжность не является основанием для прекращения государственной службы административного госслужащего. В таких случаях теперь издается акт об освобождении от прежней должности. Однако это правило не применяется, если в отношении госслужащего рассматривается вопрос о его ответственности за коррупционное правонарушение или дисциплинарный проступок, дискредитирующий госслужбу.
Теперь основания для прекращения государственной службы стали более четкими и системными. Ранее норма распространялась на случаи приема на госслужбу лиц, совершивших коррупционные преступления, уволенных за коррупционные правонарушения или дискредитирующие дисциплинарные проступки, а также участников преступных групп. Теперь же вместо перечисления отдельных случаев установлена ссылка на конкретные категории лиц, указанные в подпунктах 6), 6-1), 7), 8), 9), 9-1), 9-2), 10), 11) и 14) части первой пункта 3 статьи 16 закона.
Е. Салыкбаев,
руководитель Департамент Агентства
Республики Казахстан по делам
государственной службы
по Костанайской области,
председатель Совета по этике.
Нет комментариев. Ваш будет первым!