Как понять своего ребенка-подростка?
Вот такой интересной теме было посвящено школьное собрание, в котором психолог школы-лицея Екатерина Литвинова и родители восьмиклассников обсудили тонкости взаимодействия со своими взрослеющими детьми. А их в этот период предостаточно.
Ну, например, не многие из нас, взрослых, понимают, как разговаривать с детьми на тему сексуальных отношений с противоположным полом. При этом в интернете подростки могут увидеть и услышать такое, что может поразить даже не детское воображение. Не знаем мы о том, как реагировать на подростковую агрессию и т. д. А как уберечь ребенка от насилия, в том числе и от физического, сексуального, психологического? Как вести самим себя с ним в случае конфликтов, как научить ребенка противостоять давлению со стороны сверстников и тех взрослых, которые ошибочно считают, что старшие всегда правы?
Особая тема - это половая неприкосновенность. Екатерина Литвинова озвучила статистику: по итогам девяти месяцев в Костанайской области наблюдается рост регистрации преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних на 125 процентов: с 28 в 2020 году до 63 в этом. Причем 22 из них совершено близкими родственниками (отчимы - 12, отцы - 5, родственники - 5).
Изнасиловано в 2021 году было 17 несовершеннолетних (2020 г. - 7), насильственных действий сексуального характера зафиксировано 13 фактов (2020 г. - 5). Случаев половых сношений с лицом, не достигшим 16-летнего возраста - 25 (2020 г. - 13), развращения малолетних - 8 (2020 г. - 3).
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наибольший рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних наблюдается в Костанае (с 4 до 13), Костанайском районе (с 3 до 17), Рудном (с 3 до 7), в Сарыкольском (с 0 до 6), Житикаринском (с 2 до 5) районах.
Несмотря на высокую актуальность этой проблемы, отметила психолог, исследований и разработок по теме полового воспитания несовершеннолетних крайне мало. Рассказала, как говорить с подростками на щекотливые темы. А также о том, что им надо рассказывать о методах контрацепции, о том, что половым путем передаются опасные заболевания.
Рассказала психолог и о главных ошибках родителей в реагировании на изменения в поведении ребенка-подростка, прежде бывшим таким милым, послушным малышом:
1) чрезмерная легкомысленность и надежда на «авось», когда родители самоустраняются от воспитательных воздействий, и процесс взросления ребенка пускается «на самотек» под девизом: «Чем раньше станет самостоятельным, тем лучше!»;
2) выбор тактики «игры в молчанку» в ответ на нежелание подростка общаться с родителями по принципу: «Ты мне ничего не рассказываешь, и я с тобой разговаривать не буду!»;
3) стремление «задавить» ребенка своей властью и запретить всяческую самостоятельность (ужесточить систему наказаний за непослушание, невыполнение родительских просьб и наставлений).
Все эти типы родительского поведения, подчеркнула психолог, деструктивны. В этом возрасте для подростка важно выстроить свои личные границы. А при таких стилях поведения взрослых это сделать крайне сложно, поэтому поведение ребенка приобретает защитный характер.
Правила грамотного общения от психолога Литвиновой:
Не ожидайте, что подросток беспрекословно примет любой ваш совет или распоряжение и станет немедленно послушно его выполнять. Настраиваясь заранее на то, что он проявит покорность и послушание, вы испытаете стресс, если этого не произойдет.
Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Доверяйте своему ребенку. Всегда будьте готовы к общению с ним. Общайтесь с подростком в форме диалога, где существует равенство позиций взрослого и подростка.
Не давите на ребенка, не навязывайте своего общения. Но будьте всегда рядом и всегда открытыми для разговора с ним.
Уважайте личное пространство подростка.
Интересуйтесь его увлечениями - будьте в курсе его любимых компьютерных игр, фильмов, музыкальных групп. Обязательно отметьте то, что вам понравилось: ребенок будет приятно удивлен и доволен.
Признайте право ребенка на отдельное пространство: не заходите в комнату без стука, не трогайте его вещи без разрешения, не наводите свой порядок на его территории.
Принимайте с пониманием его отказы. Не скупитесь на похвалы. Чем больше вы хвалите своего ребенка, тем увереннее он становится и тем приятнее ему рассказывать вам о своих делах.
Исключите из общения с ребенком окрики, грубые интонации. А также слова, разрушающие веру подростка в себя и свои силы, такие как: «С этим тебе не справиться», «Я-то думала ты умнее».
Создайте в семье атмосферу сердечного тепла, любви и уважения.
Старайтесь никогда не сравнивать своего ребенка с окружающими, особенно если это сравнение не в его пользу.
Если подросток не получает признания в семье, он будет искать единомышленников на стороне. И, вполне вероятно, найдет их не в самой лучшей компании.
Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения. Помогите ему сориентироваться в мире профессий.
Не предъявляйте к подростку слишком много претензий и не возлагайте больших надежд. Такой моральный груз непросто вынести даже взрослому.
Будьте справедливы: не делайте различий при общении с вашими детьми разного возраста. Указывайте подростку на совершаемые им ошибки.
Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Научите подростка ценить деньги. Обязательно рассказывайте ему о своей профессии, о своем бизнесе. Он должен понимать, как зарабатываются деньги, как создается и как распределяется семейный бюджет.
Держите подростка в курсе серьезных покупок в семье. Обсуждайте вместе с ребенком важные семейные дела, не отстраняйте его от участия в них - он должен чувствовать, что его мнение имеет для вас значение.
Воспитывайте подростка своим примером.
Подростки остро чувствуют любую фальшь со стороны взрослых.
Поэтому родителям, прежде чем требовать от сына или дочери, к примеру, убрать свою комнату, нужно самим чаще наводить порядок в квартире.
Чтобы понять своего ребенка, Екатерина Литвинова посоветовала родителям вспоминать себя в детском возрасте, свои ощущения. Это действенный прием для того, чтобы расставить все на свои места. Ведь мы помним, как много тогда роилось противоречий и эмоций в наших головах. Также психолог показала мамам то, что написали их дети, рассуждая о том, какими, по их мнению, они были в юном возрасте, что их волновало. В общем, родителям восьмиклассников лисаковского лицея были предложены разные варианты достичь понимания своих детей. И это здорово, ведь, пожалуй, это главное в жизни: попытаться сделать своих детей счастливее, дать им как можно больше любви и тепла. Разве есть что-то важнее?
Елена Николаева.
Нет комментариев. Ваш будет первым!