КОНЦЕПЦИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

28 августа 2017 - Администратор

 ПРИЗВАНИЕ – ЛЮДЯМ ПОМОГАТЬ 

          Коренные преобразования в системе социального обслуживания были начаты в 2009 году с принятием Закона РК «О специальных социальных услугах».

          На первом этапе совершенствования (2010 - 2013гг.) были разработаны нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми осуществлен переход от предоставления общих услуг реабилитации к оказанию специальных социальных услуг.

          На втором этапе (2014 – 2017 гг.) обеспечена демонополизация системы социального обслуживания. Гражданам предоставлено право выбора организаций социального обслуживания и внедрен принцип софинансирования затрат получателями услуг.

          На третьем этапе (2018 – 2021 гг.) в целях расширения доступности социального обслуживания планировалось провести деинституционализацию действующих крупных домов интернатов, расширить сеть малокомплектных организаций, ввести монетизацию части предоставляемых учреждениями услуг, а также обеспечить информационное сопровождение системы.

 

          Для приведения системы социальной защиты в соответствие с рыночной экономикой и во исполнение поручений Главы государства с 2009 начата модернизация системы социального обслуживания.

 

С учетом международного опыта:

          а) систематизирован и определен перечень специальных социальных услуг, гарантированных государством и предоставляемых на бесплатной основе (социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые, социально-бытовые и социально-экономические услуги);

          б) разработаны стандарты оказания специальных социальных услуг. Они определяют объем, качество и сроки предоставляемых услуг;

          в) проведены институциональные преобразования и получили развитие новые формы оказания услуг, которые расширили доступность социального обслуживания.

В результате у нуждающихся в социальном обслуживании лиц появилась возможность выбора организаций социального обслуживания в зависимости от условий предоставления услуг;

          г) изменена схема финансирования. До 2009 года специализированные учреждения финансировались не на основе нормативных затрат, а согласно смете расходов. Сегодня финансирование осуществляется исходя из видов и объема предоставляемых специальных социальных услуг и количества получателей услуг. С учетом дифференциации доходов потребителей социальных услуг была введена система софинансирования клиентами оплаты за оказанные социальные услуги. Начиная с 1 января 2016 года, 70% пенсий и пособий лиц, находящихся на полном государственном обеспечении в домах-интернатах, направляется на покрытие расходов по их содержанию. При этом установлено, что размеры пенсий, остающиеся у пациентов, не должны быть меньше минимального размера пенсии, а у инвалидов – не ниже величины прожиточного минимума.

          д) изменился состав персонала социальных учреждений. Прежде в нем преобладали младший медицинский персонал и воспитатели. В настоящее время в кадровый состав социальных учреждений входят консультанты по социальной работе и социальные работники, оценивающие качество оказываемых услуг.

 

          Несмотря на предпринятые меры, в социальном обслуживании остается

ряд проблем, требующих решения.

          1. Преобладает заявительный принцип оказания социальных услуг. В таком случае социальную помощь получают только те граждане, которые воспринимают свою ситуацию как трудную, в то время как остальные нуждающиеся граждане, не обратившиеся в соответствующие учреждения, социальные услуги не получают.  

          2. Сохраняется недоступность и низкое качество услуг, (преимущественно для жителей села). В настоящее время 71 % организаций социального обслуживания размещены в крупных городах и районных центрах. В то же время 48,7 % обслуживаемых лиц с ограниченными возможностями проживают в сельской местности, где доминируют отделения оказания социальной помощи на дому. Они в лучшем случае обеспечивают первичную адаптацию инвалидов к окружающей среде (навыки самообслуживания), но не социальную интеграцию.

          3. Не совершенна тарифная система. Тарифы установлены по видам специальных социальных услуг, которые дифференцированы в зависимости от вида организаций, предоставляющих услуги. Следовательно, услуги, предоставляемые медико-социальными организациями стационарного типа, намного дороже, чем в организациях, оказывающих эти же услуги в полустационарном режиме или на дому.

          4. Низкая квалификация социальных работников. Из-за отсутствия профессиональных стандартов, до сих пор не разработаны учебные программы подготовки социальных работников, определяющих потребности лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и социальных работников, непосредственно занимающихся уходом за данными категориями граждан. Это непосредственно влияет на структуру предоставляемых услуг. Сохраняется низкий уровень оплаты труда и не совершенна используемая в настоящее время система стимулирования. Работа в социальных учреждениях малопривлекательна и не престижна.

          5. Низкая эффективность работы структурных подразделений местных исполнительных органов. В настоящее время управляющими организациями в регионах являются управления (в области) и отделы (в районах и городах) местных исполнительных органов по координации социальных программ (местные исполнительные органы).

 

          На разрешение выше обозначенных проблем и направлены преобразования системы социального обслуживания на третьем этапе. Они будут проведены с учетом международного опыта, отечественной практики и потребностей населения Республики Казахстан.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.

          Основной целью развития системы социального обслуживания населения является достижение необходимого и достаточного уровня качества и доступности для нуждающихся граждан вариантных форм и видов социального обслуживания на основе модернизации механизмов их предоставления.

 

Задачи преобразований:

    - переход от заявительного к выявительному принципу оказания социальных услуг;

    - обеспечение качества и доступности государственных социальных услуг;

    - обеспечение социальной включенности самих граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

          Основные принципы дальнейшей модернизации системы социального обслуживания:

 - адресность;

 - доступность;

 - добровольность;

 - гуманность;

 - конфиденциальность;

 - профилактическая направленность;

 - комплексность;

 - социальное реагирование.

 

          Основные направления модернизации:

          1. Расширение охвата граждан системой социального обслуживания и усиление адресности предоставляемых им услуг.

          Для усиления адресности и доступности предоставляемых услуг будут пересмотрены критерии социального обслуживания. Планируется:

          - распределение граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на категории получателей услуг в специальных группах, сформированных с учетом возраста, степени ограничения жизнедеятельности, видов трудной жизненной ситуации и индивидуальных потребностей;

          - дифференцированный подход к выбору необходимых видов специализированных и комплексных услуг, услуг общего профиля.

 

          Организация социального обслуживания в новых условиях будет базироваться на солидарном участии в нем государства, гражданина и семьи. В этих целях:

          а) будут приняты меры по активизации социальной включенности граждан. Это означает стимулирование собственной активности человека, предоставление гражданам (семье) возможности участвовать в решении своих проблем;

          б) расширена возможность получения услуг на дому: будут предоставляться не только услуги общего профиля как сейчас, но и специализированные и комплексные услуги в зависимости от их потребностей. К оказанию услуг общего профиля будут привлекаться незанятые члены семей. Для них будут организованы бесплатные курсы для получения соответствующего уровня знаний, умений и навыков. Будет рассмотрен вопрос о стимулировании домашнего ухода.

          в) будут созданы условия дальнейшего расширения вариантных форм и видов социального обслуживания. Предусматривается:

          - внедрение патронатного ухода за детьми-инвалидами, находящимся в домах интернатах. На определенные дни (месяцы) дети будут направляться на проживание в гостевые или приемные семьи. Такими семьями могут стать физические лица или семьи, пожелавшие принять на время детей-инвалидов.

          - создание многопрофильных малых домов социального обслуживания. Они будут создаваться преимущественно в сельских населенных пунктах.

          Такая форма социального обслуживания:

          - обеспечит доступность получения гарантированного объема специальных социальных услуг независимо от места проживания нуждающихся граждан;

          - позволит повысить качество предоставляемых услуг за счет увеличения обслуживающего персонала и небольшой численности обслуживаемых лиц;

          - развитие рынка оказания социальных услуг и привлечение частных инвестиций в сферу социального обслуживания;

          - внедрение службы «мобильные услуги». Служба будет создана для граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Основными исполнителями станут мобильные социальные работники и работники почтовой службы.

 

          2. Обновление стандартов специальных социальных услуг

          Будут разработаны единые стандарты услуг общего профиля и единые подходы к оказанию комлексных услуг. Разрабатываемые стандарты будут определять объем, сроки, условия и стоимость предоставления услуги, показатели качества и оценку результатов представляемых услуг.

 

          3. Совершенствование тарифной политики

          - Основой эффективного функционирования системы социального обслуживания станет ясная и прозрачная тарифная и контрактная политика. С учетом международного и отечественного опыта, тарифы будут устанавливаться по видам гарантированных государством услуг. Основой тарифов явятся фактические затраты поставщиков услуг. Учет фактических затрат планируется осуществлять на основе индивидуальных электронных карт оказания специальных социальных услуг и учета расходов по ним.

          - Планируется обновление контрактной системы и внедрение новых механизмов государственных закупок.

          Государственные организации, предоставляющие специализированные услуги для отдельных категорий граждан будут осуществлять социальное обслуживание на основе специального государственного задания, которое будет не только определять виды и количество услуг, объем финансирования, но и индикаторы поддержания жизнедеятельности потребителей услуг.

          -  Будет обновлена система контроля и управления объемами предоставляемых специальных социальных услуг. Управление и контроль останется функцией государственных органов.

 

          4. Для эффективного управления оказанием услуг планируется:

          а) перейти от заявительного к выявительному подходу оказания услуг. В этих целях местные исполнительные органы ежегодно будут проводить конкурсы на определение контингента нуждающихся в специальных социальных услугах граждан.

По итогам обследования будет создан Социальный регистр граждан. В нем будет содержаться персонифицированная информация о получателях специальных социальных услуг и их социальном обслуживании;

          б) заменить прямое финансирование социальных программ государственным закупом услуг;

          в) автоматизировать процессы предоставления специальных социальных услуг.      

 

          Социальный регистр будет интегрирован с информационными системами центральных государственных органов и организации социального обслуживания, что позволит:

          1) гражданам

          - обращаться за оказанием услуг в местные исполнительные органы через Центры обслуживания населения и Центры занятости. В отдаленных населенных пунктах обращение за получением услуг станет возможным через отделения Казпочты, а также через интернет ресурсы;

          - получать информацию об организациях социального обслуживания и видах предоставляемых ими специальных социальных услуг, выбирать организации социального обслуживания и специалистов, оказывающих услуги, записываясь на приём в онлайн-режиме;

          - получать социальные выплаты на единую платежную карточку «Социальная карта».

          2) организациям социального обслуживания

          - оперативно получать информацию о потребностях получателей услуг и видах оказанных услуг;

          - представлять документы на участие в государственных закупках по оказанию специальных социальных услуг;

          - предоставлять в автоматизированном режиме информацию о фактических затратах на социальное обслуживание.

          3) структурным подразделениям местных исполнительных органов

          - проводить государственные закупки на оказание социальных услуг;

          - вести мониторинг охвата граждан социальным обслуживанием, результатов социального обслуживания, соответствия предоставляемых услуг установленным стандартам и учет фактических затрат за оказанные услуги;

          - перечислять социальные выплаты на единую платежную карточку «Социальная карта» и вести мониторинг её целевого использования;

          г) разграничить функции структурных подразделений местных исполнительных органов и Центров занятости. Для соблюдения принципа Единого окна, упрощения процедур подачи заявок на получение услуг, а также для обеспечения преемственности социальной и профессиональной реабилитации, заявления граждан на получение адресной социальной поддержки, и разработка индивидуальной карты трудоустройства будет осуществляться Центром занятости.

 

          5. Кадровое обеспечение.

          Вопросы кадрового обеспечения, подбора и подготовки сотрудников социальных служб, результативность их работы, человеческие качества имеют первостепенную значимость в обеспечении гарантий предоставления гражданам социальных услуг должного объема и высокого качества.

          Первым шагом в кадровом обеспечении становится планирование потребности в социальных работниках. Если сегодня в составе работников преобладают специалисты со средним профессиональным образованием, то по мере структурных изменений возникнет потребность в специалистах с высшим образованием (социальных консультантах, психологах, специалистах в области педагогики, права, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, геронтологии).

          Должностные инструкции работников, оказывающих услуги, будут пересмотрены с учетом оказания ими услуг общего профиля, специализированных и комплексных. Получит развитие система непрерывного профессионального образования работников системы социального обслуживания. Будут разработаны профессиональные стандарты социальных работников.

          Каждые три года социальные работники будут проходить переподготовку либо повышение квалификации и подтверждать сертификаты. Для социальных работников, работающих в настоящее время, будут организованы краткосрочные курсы повышения квалификации и проведена независимая оценка знаний.

 

          В целях усиления мотивации будет проведено совершенствование оплаты труда работников. Для установления связи оплаты труда с конечными результатами деятельности будет разработана система показателей результативности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Оплата труда будет зависеть от оценки навыков и умений специалистов, уровня профессиональной компетентности и качества выполнения должностных обязанностей.

          В качестве нематериальной мотивации будет активно применяться предоставление возможности обучения за счет работодателя, обеспечение непрерывного карьерного и профессионального роста, поддержание безопасности и удобства рабочих мест.

          Будет создана Единая база социальных работников. В ней будет содержаться информация о квалификации социальных работников, видах оказываемых ими услуг, уровне их предоставления и результатах работы. Единая база будет служить для предоставления потребителям услуг права выбора социальных работников, что должно повлиять на уровень их заработной платы и развитие конкуренции среди социальных работников.

 

          6. Развитие Единой информационной системы социально-трудовой сферы:

          а) разработка «Индивидуальных электронных карт получателей услуг», в которых будут отражены характер и особенности трудной жизненной ситуации, степень ограничения жизнедеятельности получателя услуг, его потребность в социальном обслуживании и объем услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания;

          б) разработка подсистемы «Планирование», в которой с учетом потребностей определяются направления финансирования системы социального обслуживания;

          в) разработка подсистемы «Поставщики услуг», где будут предоставлены реестры потенциальных поставщиков услуг;

          г) разработка подсистемы «Контрактирование», где будет содержаться информация о поставщиках услуг, с которыми заключены контракты;

          д) разработка подсистемы «Кадры», предусматривающая информацию о численности работников в системе социального обслуживания, их статусе, стаже работы и квалификации;

          е) разработка подсистемы «Мониторинг» для учета фактических затрат организаций социального обслуживания и основных результатов работы.

 

          7. Реализация планируемых мер предусматривает внесение изменений и дополнений в действующее законодательство системы оказания специальных социальных услуг.

                                                                                                                                                                                        

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Комментарии с нецензурными выражениями, оскорблениями, разжигающие межнациональную рознь, рекламой и т.д. строго запрещаются. Будьте вежливыми и сдержанными по отношению к авторам статей и другим комментаторам. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к статьям.
О нецензурных и т.п. комментариях cообщайте администратору по почте lisnov1@yandex.ru