О новом Кодексе об административных правонарушениях
Прокуратурой г. Лисаковска готовится серия материалов, посвященных новому Кодексу об административных правонарушениях, который был принят 5 июля т. г. и вводится в действие с 1 января 2015 года.
Этот - первый, который мы публикуем.
Правоприменительная и судебная практики показывают, что наибольшее количество граждан, предпринимателей и юридических лиц вовлечены в административный процесс вследствие совершения различного рода правонарушений.
Это предъявляет особые требования к обеспечению законности и прав участников административных правоотношений - общественных отношений в сфере государственного управления, отличающихся властностью, основанной на обеспечении всеобщих императивных правил поведения, неисполнение которых и влечет административную ответственность.
Субъекты административной ответственности, да и многие граждане, не привлекавшиеся к подобным взысканиям, не всегда адекватно реагируют на действия органов, уполномоченных на составление административных протоколов. Считают их чрезмерно жесткими и не понимают значения административных санкций в нашей повседневной жизни.
К примеру, невозможно обеспечить безопасность дорожного движения без установления жестких правил, от соблюдения которых зависит жизнь водителей, пассажиров и пешеходов.
В 1 полугодии 2014 года уполномоченными органами Лисаковска возбуждено 2273 дела об административных правонарушениях, из которых наибольшее количество - 1534 (или 67%) - Лисаковским ГОВД, 628 (27%) - городским налоговым управлением. К административной ответственности привлечен каждый восемнадцатый житель города (даже если считать и детей), что не может не настораживать.
Принятие нового Кодекса, подписанного Главой государства 5 июля т. г., является логическим продолжением масштабной реформы, затронувшей все деликтные отрасли национального права.
Справка: деликт (лат. - нарушение, проступок). Деликтными традиционно считаются уголовное и административное право.
Качество законов, устанавливающих ответственность за уголовные преступления и административные правонарушения, отражает состояние борьбы с ними и говорит о необходимости их профилактики через призму законодательных санкций.
Говоря об Общей части Кодекса, необходимо отметить, что кардинальных перемен в понимании принципов и задач административного процесса, природы административного правонарушения, оснований наступления ответственности не произошло, что свидетельствует о незыблемости и преемственности его основных начал.
Тем не менее, есть нюансы, обращающие на себя внимание.
В частности, претерпели изменения виды административных взысканий (ст. 45 действующего КоАП, ст. 41 нового КоАП), из которых исключается возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения правонарушения. В результате количество взысканий сократилось с 10 до 9.
В качестве единственной альтернативы этому законодатель сохранил конфискацию таких предметов (в судебной практике - это охотничье оружие, плотницкие инструменты и т. д.), что говорит об ужесточении позиции государства к отдельной категории нарушений. С другой стороны, это существенно упростит работу судей и судебных исполнителей, поскольку не придется ломать голову над тем, кто, за счет каких средств и каким образом будет возмещать нарушителю стоимость изымаемого имущества.
В конце концов, нельзя не согласиться с тем, что возмездность при изъятии орудия правонарушения противоречит логике и духу административного права. Ведь нельзя же себе представить такую аналогию в уголовном законодательстве, когда, к примеру, преступнику будет возмещаться стоимость ружья, ножа или фомки.
Статья 44 нового Кодекса (административный штраф) дополнена перечнем сумм, исходя из которых исчисляется размер штрафа в случаях, предусмотренных статьями Особенной части. Речь идет о неперечисленных, несвоевременно и неполно исчисленных, удержанных и уплаченных обязательных пенсионных взносах и обязательных профессиональных пенсионных взносах.
Немаловажным новшеством явилось полное исключение минимального размера штрафа (п. 2 статьи 48 действующего Кодекса). Теперь физические, должностные и юридические лица будут нести административную ответственность в пределах установленного законом максимального размера административного штрафа. Для физических лиц это не более 500 МРП.
Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, субъектов малого предпринимательства, а также некоммерческие организации, не может превышать 750 МРП (по действующему КоАП - 1000 МРП). Таким образом, предельно допустимый размер штрафа снижен на 25%. Эта мера направлена на снижение санкционного бремени субъектов малого и среднего бизнеса, для которых 250 МРП лишними не будут.
Размер штрафа, налагаемого на субъекты среднего предпринимательства, не может превышать 1000 МРП (аналогично).
Размер штрафа, налагаемого на субъекты крупного предпринимательства, не может превышать 2000 МРП (аналогично).
Значительно расширена компетенция местных исполнительных органов по наложению административных штрафов. Если сейчас в соответствии со ст. 576-4 КоАП таким правом обладают аким области, главы городов республиканского значения, столицы и его заместители (статьи 309-1, 309-4, 357-2 КоАП), то с января будущего года оно распространится на акимов всех уровней. Это произойдет на фоне общего расширения их юрисдикции. Учитывая, что этот вопрос весьма объемный, он будет освещен в отдельной статье.
Прямо скажем, не густо стало с основаниями освобождения от административной ответственности - теперь это возможно лишь ввиду истечения срока давности (ст. 62 КоАП), амнистии (ст. 63) или примирения (ст. 64).
С одной стороны, представляется совершенно обоснованной позиция законодателя, упразднившего институт малозначительности, поскольку его коррупциогенность вполне очевидна. Но учитывая социальную дифференциацию нашего общества, следовало бы дифференцировать и малозначительность, сохранив ее для социально уязвимых слоев населения, женщин, пожилых людей и т. д.
Сейчас активно обсуждается вопрос о том, что достаточно было вывести из сферы применения действующей ст. 68 КоАП все правонарушения, связанные с налогообложением, финансами, экологией, государственными закупками. Можно было поставить применение этой статьи в зависимость от суммы штрафа и не заикаться о ней, если речь идет о суммах, исчисляемых тысячами МРП.
Теперь же и наши помощники при даче заключения, и судьи при вынесении судебных постановлений неизбежно столкнутся с определенными трудностями. Тем более что суды общей юрисдикции, в основном, рассматривают дела в отношении самых что ни на есть простых граждан, большинство из которых и так не отличается завидным достатком.
Немаловажным новшеством является то, что в соответствии с п. 4 статьи 33 нового КоАП привлечение к ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц освобождает от административной ответственности за данное правонарушение работника индивидуального предпринимателя и юридического лица. Одновременного наказания и предприятия и его работников уже не будет.
В целом, КоАП насчитывает 920 статей, объединенных в 52 главы. Естественно, что в одном материале рассказать обо всем Кодексе невозможно. Поэтому будет подготовлена, как уже сообщалось выше, серия праворазъяснительных публикаций, полезных для уполномоченных органов, предпринимательства и наших сограждан.
Кроме того, по интересующим вопросам, связанным с применением нового Кодекса об административных правонарушениях, желающие могут обращаться непосредственно в прокуратуру города.
Е. Тайкешов,
прокурор г. Лисаковска.
Нет комментариев. Ваш будет первым!