Помогать другим хотелось с детства

13 ноября 2020 - Администратор
Помогать другим хотелось с детства

14 ноября - Международный день логопеда 

Дисфония, ринолалия, дизартрия, брадилалия, алалия, дислексия, дисграфия, дислалия, заикание, тахилалия. Вот лишь некоторые из нарушений устной и письменной речи, коррекцией которых занимается логопед - специалист, потребность в котором в современном обществе переоценить невозможно. Тем более, если учесть, что в последние годы дефектами речи страдает все больше и больше появляющихся на свет малышей.

Специалисты это замечают и пытаются выяснить: почему именно сейчас так много детей нуждается в занятиях с логопедом. Некоторые из них уверены: причиной тому является то, что мамами и папами сегодня становится поколение, рожденное в тревожные, сложные, не самые сытые девяностые годы.

Ставки логопедов в лисаковских детских садах ввели с 1 января 2013 года. Тогда стало очевидным, что без них, без коррекции речи полноценно подготовить современного ребенка к школе нереально. С этого момента у мам и пап лисаковских ребятишек появилась возможность не искать за большие деньги частно практикующих специалистов, а пользоваться услугой, предоставляемой в детском дошкольном учреждении бесплатно. При этом сегодня работы хватает всем: и частным специалистам, и тем, что трудятся при детских садах.

Стоит заметить, что хорошим логопедом может быть далеко не каждый имеющий диплом об окончании соответствующего факультета. Для работы с малышами, испытывающими проблемы с произношением отдельных звуков, слогов, а то и вовсе каких бы то ни было звуков, нужен дар психолога, талант педагога, слух музыканта, стремление к постоянному освоению специфических знаний и навыков. И главное - стремление помогать. А потому лучших логопедов у нас знают и почитают.

Учитель-логопед детского сада «Улыбка» Светлана Аксенова одна их них. Ее авторитет как профессионала признан не только лисаковскими коллегами. Светлана Владимировна является многократным победителем и призером республиканских конкурсов. Среди последних ее достижений победы в таких, как «Лучший педагог в сфере образования 2020 года», «Инновационные технологии в работе дошкольных учреждений», «Инклюзив для всех». В этом году Светлана Владимировна была признана победителем городского конкурса «Лучший педагог-дефектолог дошкольной организации-2020». Она влюблена в свою работу и посвящает ей всю себя. А это позволяет ей получать удовольствие от участия во всех связанных с нею мероприятиях, в вебинарах, семинарах, конкурсах.

Светлана Владимировна любит, как говорит она сама, самообразовываться. Ей нравится не только передавать опыт молодым, делиться им с коллегами, но и учиться. Среди последних курсов повышения квалификации, в которых она всегда участвует с большим азартом, были курсы по запуску речи Московского национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения. Свою заинтересованность в изучении, скажем, этой проблемы - запуск речи - Светлана Владимировна объясняет ее актуальностью. Сегодня, говорит она, как никогда много детей, которые не говорят и в три года, и в пять, и в шесть.

Почему? Как с ними работать? Как им помочь? Этими вопросами она задавалась давно. Изучала их. И вот нашла возможность усовершенствовать свои знания и наработки и с категорией совершенно не говорящих детишек.

Своим опытом взаимодействия с ними лисаковский логопед Аксенова делится с коллегами со всего Казахстана. Теме взаимодействия логопеда с безречевыми детьми посвящены ее статьи в газетах и журналах республиканского масштаба. В одной из них Светлана Владимировна пишет о том, что причиной отсутствия речи у малышей старше трех лет может быть и временная задержка речевого развития, и алалия, и ранний детский аутизм, и интеллектуальная недостаточность. Но сложность заключается еще и в том, что когда они приходят в садик, диагноз им еще не выставлен. Он будет определяться, если это потребуется, перед школой, на ПМПК. До этого именно логопед, дефектолог берет на себя миссию по максимуму наладить функцию речи этих ребят. А это непросто, ведь у всех таких детишек отсутствует мотивация к развитию речи. При этом все они замкнуты, плаксивы, закомплексованы, тревожны. Они с трудом адаптируются к условиям детского сада. И справиться с этими недетскими проблемами малышам помогает логопед.

Разными методами. Пособий по запуску пускового механизма появления речи, правда, мало. А потому лисаковский логопед делится своими авторскими дидактическими наработками. Озвучить их все у меня не получится. А вот среди методов, что понятны мне, интересным показался подход Светланы Владимировны к детям и занятиям. К каждому из малышей она относится как к личности. И пока ребенок стесняется из-за своих проблем заниматься в коллективе, она всегда идет к нему навстречу и работает с ним индивидуально. Наверное, именно поэтому, как рассказали коллеги Светланы Владимировны, в детском саду «Улыбка» нет детей, которые без удовольствия идут на занятия к логопеду. Наоборот, они очень их любят и понимают: их учат очень важному - красиво и правильно говорить.

Интересно, что Светлана Аксенова прекрасно помнит тот момент, когда ей вдруг захотелось помочь в учебе и развитии нуждающемуся в этом ребенку. Наверное, тогда и проявился ее дар будущего педагога-дефектолога, логопеда? Света только пришла в первый класс. Дело было второго сентября. Она увидела мальчика, которого тогда можно было бы назвать не таким, как все, так как в те годы не было такого понятия, как ребенок с ограниченными возможностями. И она решила, что обязана сесть с ним за парту, чтобы помогать ему во всем. Так и сделала.

После окончания Кустанайского педагогического училища Светлана вернулась в родное село Златоуст Кустанайской области, чтобы стать воспитателем в детском саду. Свою трудовую деятельность она начала в 1986 году. В 1995, будучи уже опытным педагогом, решила перебраться в город. Выбор пал на Лисаковск. И на детский сад «Улыбка».

 В логопедию Светлана Владимировна пришла не сразу. Изучить ее досконально она решила уже после того, как поработала (с 2009 по 2013 год) в коррекционной школе-интернате. У нее к тому моменту имелось высшее педагогическое образование, а самой ей было чуть за сорок, но она не побоялась поступить учиться на дефектолога-логопеда в Костанайский государственный педагогический институт. Осознала, говорит, что дефектология, логопедия - это ее. И поняла это благодаря работе в коррекционной школе. Практики в ней было предостаточно, опытных наставников - тоже. А сколько детишек, нуждающихся в помощи профессионалов! И второе высшее Светлана Аксенова получала тогда уже не ради категорий, а только ради получения знаний, говорит она. Диплом заработала «с отличием».

Как только в 2013 году в Лисаковске в детских садах ввели ставки логопедов, заведующая «Улыбкой» Антонина Кожушко пригласила Светлану Владимировну занять только что открывшуюся вакансию. Антонина Ивановна знала хорошо Светлану Аксенову как отличного педагога и смогла уговорить ее помочь детскому саду решить проблему отсутствия логопеда. Светлана Владимировна отказать не смогла. Впрочем, призналась, ни разу не пожалела об этом.

Коллеги Светланы Владимировны очень тепло отзываются как о ее профессиональных, так и о личностных качествах, характеризуют ее как человека открытого, тактичного, корректного, приятного как в работе, так и в общении. Светлана Владимировна из тех, кто готов помогать всем. Она с большим удовольствием привлекает к работе над проблемами малышей их родителей. Если те отзываются на ее приглашение, с азартом проводит для них открытые занятия, демонстрацию упражнений. Много лет Светлана Аксенова возглавляла профсоюзный комитет, что позволяло ей выискивать тех, кто нуждается в помощи, инициировать ее.

Светлана Аксенова - тот ценный для коллектива человек, который и организует, и ярко оформит, и проведет, скажем, день рождения кого-либо из сотрудников. А это приятное качество. Как во время праздника, так и в работе Светлана Владимировна, как высказалась ее коллега, методист детского сада «Улыбка» Елена Бритвина, умеет сделать все вкусно, креативно, с игровым подходом. За это ее обожают педагоги, любят дети.

Первых ребятишек из тех, кого ей удалось научить красиво и правильно говорить, она помнит и по сей день. Судьбу некоторых отслеживает. С гордостью вспоминает, например, о самом первом в ее карьере слабом мальчике, который совсем не разговаривал, стеснялся этого. Впоследствии с его проблемами им удалось справиться, он стал отличником.

Есть у Светланы Владимировны повод гордиться не только профессиональными достижениями. Ей с супругом удалось воспитать достойного сына. Максим Аксенов в этом году с красным дипломом окончил Уральский федеральный университет. А до этого еще здесь, в Лисаковске, сумел стать кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике.

Своими наставниками в области дефектологии Светлана Владимировна называет специалистов советской школы, логопедов Марину Сидоровну Соловьеву (она давно на пенсии, логопедом работала в поликлинике) и Людмилу Петровну Колесниченко (в девяностые годы она трудилась в детском саду «Ручеек»). Училась она многому и у них, учится многому у современных ученых-дефектологов, намерена учиться и дальше. Чтобы передавать свой опыт молодым, чтобы помогать самым маленьким с их очень большими и серьезными проблемами…

Елена Николаева.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Комментарии с нецензурными выражениями, оскорблениями, разжигающие межнациональную рознь, рекламой и т.д. строго запрещаются. Будьте вежливыми и сдержанными по отношению к авторам статей и другим комментаторам. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к статьям.
О нецензурных и т.п. комментариях cообщайте администратору по почте lisnov1@yandex.ru