От наказания - к поощрению

28 октября 2015 - Администратор
От наказания - к поощрению

 В целях осуществления политики всесторонней поддержки казахстанского бизнеса и реализации Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года Главой Государства 29 декабря 2014 года подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», который вступил в силу с 1 января 2015 года.

Основная цель Закона – это создание благоприятных условий для развития предпринимательства в Республике Казахстан, выстраивание партнерских взаимоотношений между государством и бизнесом, переход от политики «выявления наказания» к политике «предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства» и в целом совершенствование законодательства в сфере предпринимательства.

Изменения коснулись практически всех сфер государственного контроля и надзора.

Пожалуй, самое главное изменение, внесенное данным Законом в действующее законодательство, это наделение Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан функцией по координации проверок всех государственных органов.

В целом координацию проверок можно понимать как механизм управления процессами государственного контроля, который состоит из согласованных, упорядоченных действий государственных органов при осуществлении контроля и надзора.

В настоящее время разрабатаны новые Правила по государственной регистрации и учета проверок, иных форм контроля, осуществляемых государственными органами, а также координации проверок органов контроля и надзора.

Непосредственно в сам Закон РК «О государственном контроле и надзоре в РК» (далее –Закон РК) внесены следующие изменения.

В понятие «органы контроля и надзора» включены - местные исполнительные органы. Это связано с проведенной в прошлом году реформой системы государственного управления и передачей полномочий отдельных министерств и ведомств, в т.ч. по осуществлению контроля и надзора, местным исполнительным органам.

Разграничены полномочия государственных органов по уровням на «Регулирующие органы» и «Органы контроля и надзора».

Так, регулирующие государственные органы осуществляют руководство в отдельной отрасли или сфере государственного управления, в которой осуществляется государственный контроль, а органы контроля и надзора осуществляют наблюдение и проверку на предмет соответствия установленным требованиям.

Введено понятие «объект проверки», которым именуется имущество проверяемого субъекта, находящееся на праве собственности или ином законном основании, подлежащее контролю и надзору.

Статья 10 Закона РК претерпела значительные изменения. Это обусловлено дополнениями, внесенными в Закон РК «О государственной правовой статистике и специальных учетах», который дополнен новым видом специальных учетов – проведенных органами контроля и надзора иных форм контроля и надзора с посещением объектов (субъектов) проверки.

Вы знаете, что контроль за деятельностью проверяемых субъектов осуществляется в форме проверки иных форм контроля и надзора, носящих предупредительно-профилактический характер, если иное не предусмотрено Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Законом РК «О Национальном банке РК». 

Иные формы контроля и надзора, проведенные с посещением субъекта, подлежат обязательной регистрации в органах правовой статистике и специальных учетов в уведомительном порядке.Результаты проведенных иных форм контроля и надзора также учитываются. В дальнейшем они будут служить основанием для проведения выборочных проверок. Данное требование будет реализовываться Комитетом в рамках координации проверок государственных органов.

В пункте 3 указанной статьи приведен исчерпывающий перечень оснований проведения иных форм контроля и надзора с посещением субъекта, всего их 11.

В частности, ранее инициативное обращение субъекта являлось основанием для проведения проверки, с 1 января т.г. оно является основанием для проведения иных форм контроля и надзора с посещением для выдачи заключения о соответствии деятельности субъекта требованиям законодательства.

Также в данный перечень вошли проверки заявителя на предмет соответствия квалификационным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению, предусмотренных Законом РК «О разрешениях и уведомлениях».

      Для проведения иных форм контроля и надзора без посещения, напротив, регистрация в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам не требуется, не требуется также предварительное уведомление проверяемых субъектов, и их проведение не влечет привлечение субъекта к административной ответственности, но предусматривает обязательное разъяснение ему порядка устранения выявленных нарушений.

      В действующем Законе РК «О государственном контроле и надзоре в РК» проверки проверяемых субъектов (объектов) делятся на: 1) проверки, проводимые по особому порядку на основе степени риска; 2) выборочные; 3) внеплановые.

      Контроль и надзор проводится с учетом распределения проверяемых субъектов по 4 группам:

- 1 группа – к которым применяется особый порядок проведения проверок, проводятся внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора;

- 2 группа – в отношении которых проводятся выборочные, внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора;

- 3 группа – в отношении которых проводятся внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора;

- 4 группа – в отношении которых проводятся только иные формы контроля и надзора.    

      Основанием для назначения особого порядка проведения проверок является полугодовой график, утвержденный регулирующим государственным органом или местным исполнительным органом.

      Проекты планов направляются для согласования в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам. В дальнейшем проверенные и утвержденные графики размещаются на сайте Генеральной прокуратуры РК.

      Другими словами, плановые проверки будут проводиться в соответствии с ранее размещенными на сайте Генеральной прокуратуры РК планами и исключительно в отношении государственных органов и учреждений.

      Новые критерии оценки степени риска, а также формы обязательной ведомственной отчетности и проверочных листов государственные органы обязаны разработать и утвердить в течение 6 месяцев со дня введения в действие Закона РК от 29.12.2014г.

      Более того, системы оценки рисков будут формироваться по соответствующей Методике, которая также находится на стадии. С этой целью при Министерстве национальной экономики специально создана рабочая группа, в состав которой входят и сотрудники Комитета.

      Для создания полной и актуальной базы данных субъектов (объектов) проверок Комитетом внедряется проект «ЕРСОП» - единый реестр субъектов и (объектов) проверок.

      Он представляет собой базу данных, позволяющую автоматизировать систему управления рисками, а также вычислять кратность, периодичность проведения проверок, начисления баллов.

Кроме того, данная база будет содержать сведения: об отнесении субъектов частного предпринимательства к категории риска; выдавать информацию о периоде следующей проверки; о занимаемом месте в рейтинге на основании баллов по системе управления рисками и результатов последних проверок, с правом обжалования субъектом отнесение к категории риска до проверки; представит предпринимателям эволюционный проект «Бизнес тірегі – Опора бизнеса», а также право выбора пользователям товаров и услуг на основе достоверного рейтинга субъектов при помощи сервиса «Карта проверок».

Реализация проекта ЕРСОП позволит устранить барьер между потребителями и предпринимателями за счет предоставления информации о соблюдении последними стандартов и норм, влияющих на качество товаров и услуг.

На основе аналитических данных ЕРСОП органы контроля и надзора получат возможность эффективно распределять нагрузку на сотрудников.

Такие показатели как частота проверок, выбор потребителей, рейтинг в сфере работ (услуг) будут способствовать формированию мышления добросовестного предпринимателя под лозунгом «отсутствие нарушений – залог успешной деятельности».

Формироваться база данных будет путем поэтапной интеграции с ведомственными базами данных государственных органов.

С 1 февраля т.г. проект стартовал в г.Астане в Департаменте по защите прав потребителей.

 

                                                                              М. Беркенов,

старший прокурор по надзору

за законностью в сфере правовой

статистики и специальных учетов

по г. Лисаковску.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Комментарии с нецензурными выражениями, оскорблениями, разжигающие межнациональную рознь, рекламой и т.д. строго запрещаются. Будьте вежливыми и сдержанными по отношению к авторам статей и другим комментаторам. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к статьям.
О нецензурных и т.п. комментариях cообщайте администратору по почте lisnov1@yandex.ru