От наказания - к поощрению
В целях осуществления политики всесторонней поддержки казахстанского бизнеса и реализации Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года Главой Государства 29 декабря 2014 года подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», который вступил в силу с 1 января 2015 года.
Основная цель Закона – это создание благоприятных условий для развития предпринимательства в Республике Казахстан, выстраивание партнерских взаимоотношений между государством и бизнесом, переход от политики «выявления наказания» к политике «предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства» и в целом совершенствование законодательства в сфере предпринимательства.
Изменения коснулись практически всех сфер государственного контроля и надзора.
Пожалуй, самое главное изменение, внесенное данным Законом в действующее законодательство, это наделение Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан функцией по координации проверок всех государственных органов.
В целом координацию проверок можно понимать как механизм управления процессами государственного контроля, который состоит из согласованных, упорядоченных действий государственных органов при осуществлении контроля и надзора.
В настоящее время разрабатаны новые Правила по государственной регистрации и учета проверок, иных форм контроля, осуществляемых государственными органами, а также координации проверок органов контроля и надзора.
Непосредственно в сам Закон РК «О государственном контроле и надзоре в РК» (далее –Закон РК) внесены следующие изменения.
В понятие «органы контроля и надзора» включены - местные исполнительные органы. Это связано с проведенной в прошлом году реформой системы государственного управления и передачей полномочий отдельных министерств и ведомств, в т.ч. по осуществлению контроля и надзора, местным исполнительным органам.
Разграничены полномочия государственных органов по уровням на «Регулирующие органы» и «Органы контроля и надзора».
Так, регулирующие государственные органы осуществляют руководство в отдельной отрасли или сфере государственного управления, в которой осуществляется государственный контроль, а органы контроля и надзора осуществляют наблюдение и проверку на предмет соответствия установленным требованиям.
Введено понятие «объект проверки», которым именуется имущество проверяемого субъекта, находящееся на праве собственности или ином законном основании, подлежащее контролю и надзору.
Статья 10 Закона РК претерпела значительные изменения. Это обусловлено дополнениями, внесенными в Закон РК «О государственной правовой статистике и специальных учетах», который дополнен новым видом специальных учетов – проведенных органами контроля и надзора иных форм контроля и надзора с посещением объектов (субъектов) проверки.
Вы знаете, что контроль за деятельностью проверяемых субъектов осуществляется в форме проверки иных форм контроля и надзора, носящих предупредительно-профилактический характер, если иное не предусмотрено Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Законом РК «О Национальном банке РК».
Иные формы контроля и надзора, проведенные с посещением субъекта, подлежат обязательной регистрации в органах правовой статистике и специальных учетов в уведомительном порядке.Результаты проведенных иных форм контроля и надзора также учитываются. В дальнейшем они будут служить основанием для проведения выборочных проверок. Данное требование будет реализовываться Комитетом в рамках координации проверок государственных органов.
В пункте 3 указанной статьи приведен исчерпывающий перечень оснований проведения иных форм контроля и надзора с посещением субъекта, всего их 11.
В частности, ранее инициативное обращение субъекта являлось основанием для проведения проверки, с 1 января т.г. оно является основанием для проведения иных форм контроля и надзора с посещением для выдачи заключения о соответствии деятельности субъекта требованиям законодательства.
Также в данный перечень вошли проверки заявителя на предмет соответствия квалификационным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению, предусмотренных Законом РК «О разрешениях и уведомлениях».
Для проведения иных форм контроля и надзора без посещения, напротив, регистрация в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам не требуется, не требуется также предварительное уведомление проверяемых субъектов, и их проведение не влечет привлечение субъекта к административной ответственности, но предусматривает обязательное разъяснение ему порядка устранения выявленных нарушений.
В действующем Законе РК «О государственном контроле и надзоре в РК» проверки проверяемых субъектов (объектов) делятся на: 1) проверки, проводимые по особому порядку на основе степени риска; 2) выборочные; 3) внеплановые.
Контроль и надзор проводится с учетом распределения проверяемых субъектов по 4 группам:
- 1 группа – к которым применяется особый порядок проведения проверок, проводятся внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора;
- 2 группа – в отношении которых проводятся выборочные, внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора;
- 3 группа – в отношении которых проводятся внеплановые проверки и иные формы контроля и надзора;
- 4 группа – в отношении которых проводятся только иные формы контроля и надзора.
Основанием для назначения особого порядка проведения проверок является полугодовой график, утвержденный регулирующим государственным органом или местным исполнительным органом.
Проекты планов направляются для согласования в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам. В дальнейшем проверенные и утвержденные графики размещаются на сайте Генеральной прокуратуры РК.
Другими словами, плановые проверки будут проводиться в соответствии с ранее размещенными на сайте Генеральной прокуратуры РК планами и исключительно в отношении государственных органов и учреждений.
Новые критерии оценки степени риска, а также формы обязательной ведомственной отчетности и проверочных листов государственные органы обязаны разработать и утвердить в течение 6 месяцев со дня введения в действие Закона РК от 29.12.2014г.
Более того, системы оценки рисков будут формироваться по соответствующей Методике, которая также находится на стадии. С этой целью при Министерстве национальной экономики специально создана рабочая группа, в состав которой входят и сотрудники Комитета.
Для создания полной и актуальной базы данных субъектов (объектов) проверок Комитетом внедряется проект «ЕРСОП» - единый реестр субъектов и (объектов) проверок.
Он представляет собой базу данных, позволяющую автоматизировать систему управления рисками, а также вычислять кратность, периодичность проведения проверок, начисления баллов.
Кроме того, данная база будет содержать сведения: об отнесении субъектов частного предпринимательства к категории риска; выдавать информацию о периоде следующей проверки; о занимаемом месте в рейтинге на основании баллов по системе управления рисками и результатов последних проверок, с правом обжалования субъектом отнесение к категории риска до проверки; представит предпринимателям эволюционный проект «Бизнес тірегі – Опора бизнеса», а также право выбора пользователям товаров и услуг на основе достоверного рейтинга субъектов при помощи сервиса «Карта проверок».
Реализация проекта ЕРСОП позволит устранить барьер между потребителями и предпринимателями за счет предоставления информации о соблюдении последними стандартов и норм, влияющих на качество товаров и услуг.
На основе аналитических данных ЕРСОП органы контроля и надзора получат возможность эффективно распределять нагрузку на сотрудников.
Такие показатели как частота проверок, выбор потребителей, рейтинг в сфере работ (услуг) будут способствовать формированию мышления добросовестного предпринимателя под лозунгом «отсутствие нарушений – залог успешной деятельности».
Формироваться база данных будет путем поэтапной интеграции с ведомственными базами данных государственных органов.
С 1 февраля т.г. проект стартовал в г.Астане в Департаменте по защите прав потребителей.
М. Беркенов,
старший прокурор по надзору
за законностью в сфере правовой
статистики и специальных учетов
по г. Лисаковску.
Нет комментариев. Ваш будет первым!