Прочь из замкнутого круга

25 января 2023 - Администратор
Прочь из замкнутого круга

 Центр поддержки семьи в Лисаковске официально открыл свои двери 14 ноября 2022 года. За это время здесь нашли временное пристанище и помощь 35 семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Первыми его постояльцами стали мама и двое детей из Октябрьского.

По статистике 70 процентов женщин в Казахстане становятся жертвами бытового насилия. Многие из них не имеют образования, работы, поэтому просто боятся все бросить и уйти в неизвестность с детьми. Не стоит забывать, что мужья, терроризирующие и избивающие своих жен, часто являются прекрасными манипуляторами. Они внушают своим жертвам, что без них те просто пропадут, они никому не нужны и никто никогда не придет им на помощь. Клянутся, что подняли на них руку случайно, просто перенервничали или выпили лишнего. И женщины до последнего верят и надеются, что когда-нибудь все изменится. А главное, не хотят детей лишать отца. Даже такого. Это, наверное, самое глубокое заблуждение - верить, что дети, выросшие в семье, где на их глазах постоянно избивают маму, ломают мебель, их игрушки, а иногда издеваются и над ними, - могут вырасти здоровыми и полноценными членами общества. И никто не знает, когда привыкший к безнаказанности истязатель переступит последнюю черту - убьет свою жертву.

Работа таких центров, как лисаковский, призвана помочь вырваться из порочного круга, передохнуть, оглядеться, понять, что жить можно по-другому. Иногда находящиеся здесь женщины ждут, пока их обидчик, находящийся в розыске, не будет пойман, чтобы можно было вернуться домой. При необходимости им помогают с восстановлением документов, трудоустройством, детей оформляют в детские сады, школы. Жить в центре можно в течение шести месяцев. Как-то одновременно здесь находилось 13 детей. Конечно, было шумновато. Дети есть дети: то вместе играют, то ссорятся, а через полчаса опять помирились.

Не могут сюда попасть те, от кого ищут защиты такие семьи. В центре существует специальная тревожная кнопка, чтобы при необходимости сразу же вызвать полицию. Пока ни разу нажать на нее не пришлось.

- Но, к сожалению, - говорит Альбина Бегайдарова, юрист центра, - задерживаются женщины здесь ненадолго.

- Стоит только мужу или сожителю позвонить, попросить прощения, и все - они «поплыли», - добавляет психолог центра Дильбар Гуреева. - Забывают обо всем: и как терпели побои, и что в первую очередь страдают от таких отношений дети.

- Три раза мы начинали оформление детей в одну из школ Лисаковска, - рассказывает Альбина, - и все три раза в последний момент женщины передумывали, собирались и уезжали, хотя до этого говорили, что останутся не на 7-10 дней, а на более продолжительное время.

Сейчас в центре проживают четыре семьи - из Карасу, Лисаковска, Аулиекольского и Наурзумского районов.

При поступлении в центр их обязательно осматривает врач. Это Бисалинов Жанабек, заведующий амбулаторно-поликлинической службой городской больницы. Если кто-то заболевает, вызывают его опять, он никогда не отказывает.

Приезжают в центр женщины иногда вообще без вещей, у детей даже не всегда есть трусики, говорят его сотрудники.

- Предметы первой необходимости мы им покупаем, но все-таки очень многого не хватает. Полотенец, предметов гигиены, зубных щеток, женской и детской одежды, какой-то канцелярии, детских книжек, игрушек, развивающих игр. Нам бы хотелось в центре создать для детей уголок, где бы они могли играть, рисовать, читать.

Уже подписан новый договор, и в центре должен появиться еще один сотрудник, совмещающий обязанности соцработника и соцпедагога.

Я поинтересовалась, как женщины узнают о том, что могут получить защиту и укрытие в таких центрах.

- С ними работают инспекторы по защите женщин от насилия. Это тоже обязательно женщины, - пояснила мне Дильбар. - Они ведут учет таких семей, разъясняют их права, предлагают отправиться в такие центры.

В центре 10 койко-мест, но маленькие дети обычно спят с мамами, поэтому принять мы можем гораздо больше. Они сами готовят еду, следят за чистотой. Но за психологической поддержкой не спешат. Беспрекословно делают то, что мы им говорим. Они настолько привыкли зависеть от кого-то, что даже не пытаются вырваться из этого круга. В основном они сами росли в неблагополучных семьях, где родители пили, были лишены родительских прав. Конечно, это пока опыт первых месяцев.

Как-то в центре жила женщина из Рудного, - рассказала мне Альбина. - Два старших ребенка у нее были от первого мужа, два младших - от второго. И отчим обижал пасынков, мог ударить, пнуть. Когда они попали сюда, мама хотела начать новую жизнь. Она уехала, чтобы забрать документы детей из школы, где они учились раньше. Мы до сих пор не знаем, как муж ее выследил: кто-то ему сообщил, он где-то караулил ее? Она вернулась вечером, и из окна мы увидели, что не одна, а с мужчиной. В центр мы его, конечно же, не пустили. А она сразу с порога - все, возвращаемся домой. Дети очень не хотели уезжать. Мы разговаривали с ними, настраивали на лучшее, мама долго их уговаривала, и они уехали. Но все мы понимаем, что в их жизни вряд ли что изменилось. Получается, мама готова переступить через своих детей, только чтобы рядом с ней был мужчина.

Так ведут себя многие. Им наговорили хороших слов, пообещали исправиться - и они верят.

И все-таки я надеюсь, что изменить жизнь получится хотя бы у Миланы (имя изменено), сейчас проживающей в центре с детьми.

Она сирота, воспитывалась в детском доме, пока ее оттуда не забрала сестра отца. Но теплых отношений в новой семье не сложилось.

- Я как могла, помогала по дому, потому что понимала, чем обязана тетке. Но вся ее любовь была направлена только на дочь. К моему мнению она никогда не прислушивалась. Вот хотя бы такой пример. В юности я была полновата, но она почему-то покупала мне обтягивающую одежду, часто розового цвета, что, конечно же, меня не красило. Поэтому, как только мне дали комнату в общежитии, я ушла от нее и стала жить самостоятельно. Училась в колледже.

В семнадцать лет я познакомилась с будущим мужем. Он окружил меня заботой, и это покорило меня, ведь именно этого мне так не хватало в жизни. Мы поженились, а через год у нас родился сын. Колледж я из-за беременности бросила. После появления ребенка у нас в семье и начались проблемы. Одно дело время от времени что-то покупать для девчонки, баловать вкусностями, и совсем другое - взять на себя ответственность за семью. Он не выдержал такого испытания. Все чаще стал проводить время с друзьями, пить, пропадать на несколько дней, потом потерял работу. Сначала я терпела, потом сообщила его родственникам. Они приехали и забрали его к себе в совхоз. Там он устроился на работу, ему выделили дом. И он приехал за мной. Долго уговаривал начать все заново. Я согласилась дать ему еще один шанс, да и не хотелось, чтобы ребенок рос без отца. А там все вернулось на круги своя. Он пил, распускал руки. Так как в совхозе не хватало специалистов, его не увольняли. Говорили: ладно, пусть отлежится и выходит на работу. К тому времени у нас уже родилась дочь. Жаловаться мне было некому. Его родственники считали, что это нормально, все так живут. Он и сам вырос в неблагополучной семье. Отец умер от алкоголизма, два брата отсидели в тюрьме.

Я работала в школе дворником. Как могла, скрывала побои. Смысла вызывать полицию не было, его дядя работал участковым. Он приходил, говорил, что все это дела семейные, сами разберетесь. У меня было и сотрясение мозга, и зубы выбиты.

Еще я держала скот. И однажды все-таки решилась - продала часть и купила дом в соседнем районе. Мы с детьми переехали туда. Но спокойно жить там муж нам не дал. Он узнал, где мы, приехал, стал меня преследовать, угрожать. Я днем на работе, вечером возвращаюсь, а он уже у нас дома пьяный. Дети его боялись, впускали.

Документы на дом я до конца не оформила. Хозяин все обещал привезти их, да так и не привез. А через год вернулся и сказал, что дом он мне не продал, а просто сдал в аренду на год, так что убирайтесь отсюда. Безвыходная ситуация.

И тут я вспомнила, что в Лисаковске у меня есть комната в общежитии. Собрала детей и приехала. Сразу обратилась в акимат. Мне посоветовали переговорить с директором общежития, а пока пожить в Центре поддержки семьи.

Конечно, за 17 лет, что меня не было, комнату уже заняли, вещи давно выкинули. Я в свое время даже документы не забрала. Но директор общежития пообещал, что в конце января комнату мне и детям дадут.

Я уже устроилась на работу, дети учатся. С ними у меня отличные отношения. Я с сыном и дочкой всегда советуюсь, учу всему, что может в жизни пригодится. Они у меня ласковые и добрые. Когда я обращалась за помощью в акиматы тех районов, где жила, мне ничем помочь не могли, предлагали детей отправить в приют. Дочь очень боялась, что я так и сделаю. Но нет, детей я своих никогда не брошу, я знаю, что такое расти в детдоме.

В акимат Лисаковска я обратилась за помощью накануне Нового года, и мне сразу оказали поддержку.

Я очень хочу все изменить. Мне бы только получить развод, да так, чтобы муж не узнал, где я. Работа у меня уже есть. Там знают мою историю, отнеслись с пониманием. Надо, наконец, заняться своим здоровьем, вставить зубы. Детям помочь найти свою дорогу в жизни. И мой совет женщинам, таким же, как и я: уходите, уходите сразу, как только на вас подняли руку. Не верьте, что это только один-единственный раз. Уходите ради себя и ради своих детей.

Насилие бывает разным - и физическим, и психологическим. Умейте вовремя его распознать - от этого зависят ваши жизнь и здоровье! И знайте, вы не одни - есть кому прийти вам на помощь. Не будьте равнодушными. Если вы видите, что когда-то общительная и жизнерадостная женщина замкнулась, обрывает все контакты, не проходите мимо, подскажите, куда можно обратиться. В Лисаковске это Центр поддержки семьи - телефон 8-771-444-22-25.

Ольга МОИСЕЕНКО.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Комментарии с нецензурными выражениями, оскорблениями, разжигающие межнациональную рознь, рекламой и т.д. строго запрещаются. Будьте вежливыми и сдержанными по отношению к авторам статей и другим комментаторам. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к статьям.
О нецензурных и т.п. комментариях cообщайте администратору по почте lisnov1@yandex.ru