Проще не допускать, чем устранять

23 января 2018 - Администратор

  Одним из основных приоритетов правоохранительной политики государства является противодействие коррупции. Коррупционные проявления в обществе представляют собой особенную социальную опасность в силу интеграции коррупционных процессов в институты государственной власти.

Противодействие коррупции во всех её проявлениях стоит в ряду приоритетных целей, консолидирующей все институты государственной власти и гражданского общества. Изменения в законодательстве за последние годы направлены на необходимость формирования в обществе абсолютной нетерпимости к коррупционным правонарушениям, воспитание «антикоррупционной культуры», ужесточение мер ответственности и принцип неотвратимости наказания за совершение подобного рода деяний.

Основным направлением деятельности в сфере противодействия коррупции является концентрация усилий на реализации превентивных, предупредительных мер. Как показывает международный опыт, разработка и воплощение в жизнь стратегии по предупреждению коррупционных правонарушений способствует более эффективному снижению уровня коррупции. Своеобразная «работа на опережение», устранение самих предпосылок возникновения угрозы до того момента, как противоправные деяния будут совершены, устранение вероятности наступления общественно опасных последствий до их наступления стало основной задачей уполномоченных структур.

Одним из методов предупреждения коррупции является выявление причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. Данная мера нашла свое отражение в Законе Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и получила название «анализ коррупционных рисков».

Профилактическая составляющая аналитической работы заключается в исследовании сфер деятельности, подверженных рискам, выявлении степени коррупциогенности, выработке и реализации мер по устранению выявленных угроз.

Анализ коррупционных рисков проводится по двум основным направлениям: выявление коррупционных рисков, дискреционных норм в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора, и выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности указанных органов и субъектов.

В процессе изучения законодательства, анализ проводится на выявление положений, способствующих принятию решения должностным лицом по своему усмотрению, способствующих созданию барьеров при реализации физическими и юридическими лицами своих прав и законных интересов, на наличие правовых пробелов, создающих возможность толкования правовых актов должностным лицом по-своему.

К примеру, в приказе Министра финансов Республики Казахстан от 27 апреля 2015 года № 284 «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых органами государственных доходов Республики Казахстан», сумма уплаты таможенного сбора за таможенное декларирование товаров прописана в размере 60 евро за основной лист декларации на товары и 25 евро за каждый добавочный лист, однако в этом же стандарте дана прямая ссылка на постановление Правительства Республики Казахстан от 21 января 2011 № 24, которым предусмотрены следующие виды ставок таможенных сборов: 25000 тенге за основной лист, 11000 тенге за каждый добавочный лист декларации, что может являться основанием для избирательного подхода в толковании указанных дискреционных норм, создавая возможность нарушения гражданских прав услугополучателя, что в свою очередь создает коррупционный риск.

Следует отметить, что при детальном изучении, имеется практика систематического выявления примеров подобного рода, заключающих в себе коллизии, противоречия законодательных актов различного уровня, что в свою очередь подлежит приведению в соответствие и совершенствованию национальной системы права..

Анализ организационно-управленческой деятельности включает в себя изучение особенностей кадровой политики анализируемого субъекта, наличие конфликта интересов, аффилированности подчиненных сотрудников с руководящим составом, совместной службы близких родственников, супругов и свойственников, нарушения принятых антикоррупционных ограничений, изучение деятельности по оказанию государственных услуг, выполнения разрешительных и контрольных функций.

Анализ коррупционных рисков на практике является развивающимся и действенным методом предупреждения коррупции, инструментом искоренения данной угрозы как таковой в обществе и государстве.

По итогам аналитической работы вырабатывается план мероприятий по устранению выявленных коррупционных рисков.

 

Гусейнов Р.А.,

главный специалист

управления профилактики коррупции

Департамента Агентства Республики Казахстан

по делам государственной службы

и противодействию коррупции по Костанайской области.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Комментарии с нецензурными выражениями, оскорблениями, разжигающие межнациональную рознь, рекламой и т.д. строго запрещаются. Будьте вежливыми и сдержанными по отношению к авторам статей и другим комментаторам. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к статьям.
О нецензурных и т.п. комментариях cообщайте администратору по почте lisnov1@yandex.ru