Психологическая защита от религиозных культов

1 июня 2016 - Администратор
Психологическая защита от религиозных культов

 В настоящее время религия является одним из влиятельных факторов общественной и политической жизни государства. Свобода совести и вероисповедания поставили общество перед свободой выбора – верить или не верить. Позитивное начало религиозности связано не только с внешней принадлежностью людей к той или иной религиозной группе, но и внутренней установкой подлинной религии на высшие ценности человеческого общества.

Поэтому сейчас главной задачей общества является не только сохранение и укрепление межэтнического согласия, но и сохранение и упрочение религиозной толерантности и межконфессионального согласия.

Каждый человек выбирает свой путь к религии, отвечающий его национальным и человеческим устремлениям. Тем не менее, среди множества религиозных объединений, церквей, миссий появился целый ряд таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами нашего государства. Доктрины, которые прямо или косвенно призывают к насилию (физическому или духовному) над людьми, не состоящими в их организации. На сегодняшний день на территории нашего государства действует более 80 организаций нетрадиционного религиозного направления. Как отличить действительно религиозное объединение, церковь, от экстремистских, тоталитарных и деструктивных? Как классифицировать эти организации? Любая религия, любой культ опираются в своей деятельности на некое учение, знакомство с которым происходит постепенно и методично. Существует несколько психологических методов воздействия, привлечения и удержания человека в культе, и один из них – индоктринация – это одно из универсальных (не только в религиозном смысле) психологических средств. Вернее, это обычное просвещение, то есть более или менее навязчивое, чаще в виде устной проповеди или текста, знакомство человека с картиной мира, которой придерживается данная конфессия, смысл просвещения опирается на тезис: как человек представляет себе мир, так он к нему и относится, в более житейском, приземленном смысле религиозные учения просто оправдывают нежелание решать некоторые проблемы (семейные, материальные, профессиональные и т. п.).
Главное средство индоктринации – это проповедь. Категоричность и безапелляционная уверенность и утвержденность – неотъемлемый атрибут любой религиозной проповеди, чаще всего со ссылкой на религиозную литературу различного направления, чем чаще всего и пользуются руководители такого рода объединений, всегда ссылаясь на Библию, как на основной источник своего вероучения, произвольно толкуя, подбирая и распространяя смысл вырванных из контекста цитат для доказательства своих собственных, вымышленных положений. Почти все они утверждают, что только у них истинная вера, только они ведут свое историческое происхождение непосредственно от Иисуса, святых, апостолов, и что именно они ведут праведную жизнь, продолжая идеи первохристианства. Создатель такого рода организации часто обожествляет себя, называет Богом, пророком, мессией.

И среди них – нетрадиционные религиозные объединения, для которых, как пишет в своей работе «Сектоведение» известный российский ученый А. Л. Дворкин: «…характерна опора на «христианские ценности», «христианское наследие», интерпретированное на восточно-религиозные и теософские направления. Основатели таких религиозных объединений пытаются самостоятельно внести коррективы в традиционные христианские положения. Лидеры таких учений чаще всего выдают себя за «продолжателей дела Христа».

Некоторые новые, нетрадиционные религиозные объединения за свое недолгое существование успели стать всемирно известными не своими благими делами и светлыми намерениями, а благодаря своим противоправным и антигуманным действиям, часто противоречащим канонам веры и человеколюбия. В такого рода культах практикуются методы психологического воздействия на адептов, отказ от собственности, обязательная «десятина». Следуя традициям нестяжательства, не берется плата за церковные обряды, практикуется паломничество по святым местам, к иконам, святым источникам, местам явления Божьей матери, либо «своих» святых и мучеников.

На примере некоторых псевдорелигиозных объединений можно увидеть, что, вырывая из контекста части догматов, интерпретируя теософские и христианские схемы, новые гуру и мессии пытаются самостоятельно внести коррективы в традиционные христианские положения, делая упор на эсхатологию. Лидеры таких учений, выдающие себя за «продолжателей рода Христа», за нового мессию, пытаются любыми способами привлечь к себе как можно больше адептов, не выбирая особенно методов привлечения.
В то же время вопрос с религиозными новообразованиями и психологическими последствиями от пребывания в них вызывает сегодня интерес не только у религиоведов и психологов, в настоящее время появляется все больше фактов, свидетельствующих о том, что многократное посещение массовых собраний новых религиозных объединений, так называемых «прославлений Господа» или «служений», может способствовать росту психологической зависимости у лиц, принимающих в них участие. Поведение членов подобных общин вследствие регулярного применения определенных практик и психотехник легко поддается контролю. Эмоциональный человек становится неустойчивым, может впадать в депрессию, у него меняется настроение, он чувствуют постоянное превосходство своей религиозной группы над окружающими людьми, которые открыто критикуют идеологическую основу учения подобных организаций и не могут согласиться с предлагаемыми подходами создателей и членов культа к обретению «правильного» образа жизни. Подобные объединения являются самыми многочисленными и быстро растущими религиозными группировками в любой стране несмотря на разрушительные для человеческой психики технологии, используемые в процессе обработки сознания попавших к ним людей. По свидетельствам очевидцев, все они на своих собраниях используют религиозные практики, приводящие к «раскрытию» психологических процессов у присутствующих. 

Профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Федор Викторович Кондратьев, один из ведущих российских экспертов в области новых религиозных движений, совместно с Евгением Новомировичем Волковым в своей статье «Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект» пишет об этой проблеме современности следующее: «Деструктивные культы – это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, контролируют мысли, чувства и поведение своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой …»

Исходя из необходимости предупреждения распространения религиозных организаций такого рода, становится необходимым проведение широкомасштабных разъяснительных информационно-просветительских мероприятий, направленных на предупреждение населения о псевдорелигиозных учениях, представляющих опасность. Необходимы разработки программ, раскрывающие негативную сущность наиболее распространенных псевдорелигиозных организаций, действующих сегодня в Казахстане и некоторых методах защиты, предупреждения и профилактике их отрицательного воздействия.
Как защитить и защититься от культов, нетрадиционных, либо просто опасных в психологическом, физическом смысле? Как попадают в религиозные объединения как традиционного, так и нетрадиционного направления?

Например, дети, родившиеся и воспитывающиеся среди взрослых, исповедующих ту или иную религию, принявших ту или иную идеологию, присваивают догматы этой религии или идеологии. Причем происходит это чаще всего без принуждения, обмана и насилия. Агитаторами в данном случае выступают самые близкие люди, благодаря которым ребенок входит в культуру.
И совсем другой метод привлечения – это отсутствие понимания и сочувствия в семье в окружении человека. Именно тогда появляются люди, которые говорят: « Тебе плохо, тебя не понимают? Пойдем со мной, и тебе помогут». И человек идет, вполне вероятно, что на первых порах ему помогут, выслушают, поддержат. Но пройдет совсем немного времени, и он должен будет заплатить за поддержку, заплатить не только морально, но и материально.

Имея немного информации, а иногда и не имея ее вовсе, будущие адепты часто попадают в ловушку, где под видом традиционного религиозного вероисповедания, активно работают те самые «новые» (нетрадиционные религиозные и псевдорелигиозные движения, использующие в своей миссионерской практике в том числе элементы известного многим нейролингвистического программирования (НЛП или NLP), увеличивающего их шансы привести на свое собрание новичков.

В этих условиях необходимы новые прогрессивные методы работы, прежде всего полная и достоверная информация, позволяющая критически оценивать действия религиозных и псевдорелигиозных объединений, действующих в современном Казахстане. У казахстанцев должна быть высокая духовная культура, четкая жизненная позиция и глубокая вера в великое будущее нашего государства.

Г. Новикова,

сотрудник Научно-исследовательского

и аналитического центра по вопросам религий 
Комитета по делам религий РК.

 

СПРАВКА

1. Индоктринация — (англ. indokrination от лат. in — внутрь и doktrina — учение, теория, доктрина), 1) введение, приобщение, ознакомление с какой-либо теорией, доктриной, 2) целенаправленное распространение какой-либо политической идеи, доктрины, учения в обществе или общественном слое для формирования определенного общественного сознания (Большая советская энциклопедия, стр. 458).

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Комментарии с нецензурными выражениями, оскорблениями, разжигающие межнациональную рознь, рекламой и т.д. строго запрещаются. Будьте вежливыми и сдержанными по отношению к авторам статей и другим комментаторам. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к статьям.
О нецензурных и т.п. комментариях cообщайте администратору по почте lisnov1@yandex.ru