За 6 месяцев 2025 года в административные органы Костанайской области поступило 74 657 обращений, что на 12,7% больше, чем в прошлом году (66 265).
Из них рассмотрено 56 519 обращения: в порядке административной процедуры – 33 345, в порядке упрощенной административной процедуры – 23 174.
В большинстве случаев административными органами приняты положительные решения - 72%, обременяющие акты получили 8% обратившихся.
От физических лиц поступило 55 140 обращений, а от юридических лиц - 19 517.
В результате цифровизации все больше заявителей предпочитают обращаться в электронном виде, вместо традиционного обращения на бумаге.
Так, посредством информационной системы «e-Otinish» поступило 77% обращений, на бумажном носителе всего 22%.
В основном, обращения касались вопросов государственных доходов (5 046), жилищного фонда (2 987), предпринимательства (2 629), водоснабжения (2 515), благоустройства и озеленения (2 593).
С каждым годом количество электронных обращений от граждан значительно увеличивается, что требует более оперативного и точного анализа поступающей информации.
В связи с этим в работу активно внедряются современные цифровые инструменты, в том числе элементы искусственного интеллекта, позволяющие выявлять основные проблемные темы в обращениях для своевременного реагирования.
Применяемый искусственный интеллект не только анализирует содержание обращений граждан, но и помогает выявлять социально чувствительные темы.
Это позволяет оперативно реагировать, контролировать качество рассмотрения обращений, а также оценивать законность и обоснованность решений, принятых государственными органами.
Это особенно актуально с учетом того, что обращения в информационной системе «е-Өтініш» ежегодно растут в среднем на треть.
Таким образом, цифровые технологии становятся инструментом усиления прозрачности и доверия между государством и гражданами.
Граждане зачастую обращаются в Департамент Комитета по правовой статистике и специальным учетам по Костанайской области (далее – Департамент) по вопросам нарушения государственными органами норм Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан в работе с обращениями.
Так, в рамках рассмотрения данных обращений за 6 месяцев 2025 года Департаментом внесен ряд актов прокурорского надзора.
К примеру, житель Костанайской области обратился в Департамент по фактам не регистрации его обращений в информационной системе «e-Otinish».
По итогам контрольно-надзорных мероприятий данные факты подтвердились и должностное лицо государственного органа было привлечено к административной ответственности.
Права заявителя были восстановлены, обращения зарегистрированы и рассмотрены государственным органом.
Таким образом, обращения являются одним из важнейших институтов защиты своих прав, свобод и законных интересов физическими и юридическими лицами.
Департамент Комитета
по правовой статистике
и специальным учетам
ГП РК по Костанайской области.
#Законипорядок