Адресная социальная помощь: новый формат
Вчитайтесь внимательно
С 2018 года на такую помощь впервые могут рассчитывать и иностранцы, постоянно проживающие в Казахстане: имеющие вид на жительство в РК, удостоверение лица без гражданства, удостоверение беженца или оралмана.
С учетом этого фактора и других изменений внимательно вчитайтесь в этот материал.
А информация об этом прозвучала на брифинге, проведенном для городских СМИ отделом занятости и соцпрограмм.
На брифинге также выступила Галия Полтарадина, рассказав о модернизации системы социальной помощи.
Итоги брифинга подвела руководитель отдела занятости и соцпрограмм акимата Лисаковска Нуржамал Жортымбаева.
Анат. РУДНЕВ.
В настоящее время во исполнение поручения Главы государства, изложенного в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан ведется работа по совершенствованию действующих механизмов оказания адресной социальной помощи на основе системы социальных контрактов между социальными службами и получателем помощи.
С 1 января 2018 года вступает в силу Закон Республики Казахстан от 28 октября 2015 года № 369-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения».
Суть и отличие новых подходов, предусмотренных в Законе, от действующей системы:
увеличение черты бедности для оказания адресной социальной помощи (далее – АСП) с 40 до 50% от величины прожиточного минимума и, соответственно, размера помощи, которая будет предоставляться взамен ныне действующих:
- специальных государственных пособий (далее - СГП) многодетным семьям;
- государственных пособий на детей до 18 лет для малообеспеченных семей;
- адресной социальной помощи, предоставляемой малообеспеченным домохозяйствам;
обязательное участие малообеспеченных трудоспособного возраста в активных мерах содействия занятости для получения социальной помощи – с этой целью заключается социальный контракт, в котором определяются обязательства получателя (семьи) по участию в мерах содействия занятости и Центра занятости - по содействию в трудоустройстве (обучении) и оказанию иных мер социальной поддержки;
назначение адресной социальной помощи (далее – АСП) на период действия социального контракта, в целях укрепления экономической самостоятельности получателей помощи (по действующей системе - АСП назначается на квартал);
внедрение института сопровождения семьи – осуществляется консультантами и проектными ассистентами, которые отслеживают ход исполнения участниками обязательств по социальному контракту, а также оказывают им поддержку для самостоятельного преодоления трудной жизненной ситуации;
введение принципа «одного окна» и комплексного оказания помощи малообеспеченным на базе Центра занятости посредством предоставления одного пакета документа в один орган, что соответственно упрощает процедуру назначения адресной социальной помощи.
АСП нового формата назначается гражданам или семьям, доходы которых ниже 50% от величины ПМ в виде безусловной или обусловленной денежной помощи.
безусловная денежная помощь (далее – БДП) – вид адресной социальной помощи, оказываемой в форме ежемесячных денежных выплат малообеспеченным лицам (семьям) с ограниченными возможностями участия в мерах содействия занятости.
Безусловная помощь будет предоставляться тем гражданам, которые действительно нуждаются или оказались в трудной жизненной ситуации, и не могут по объективным причинам (возраст, состояние здоровья, инвалидность и иная социальная уязвимость) выйти из неё.
Назначается на текущий квартал с момента обращения и выплачивается ежемесячно.
обусловленная денежная помощь (далее – оДП) – вид адресной социальной помощи, оказываемой в форме ежемесячной и (или) единовременной денежной выплаты малообеспеченным лицам (семьям) при условии их обязательного участия в мерах содействия занятости и (или), при необходимости, мерах социальной адаптации.
Обязательным условием назначения является:
заключение социального контракта, где указываются обязательства сторон по участию в активных мерах содействия занятости и (или) в программах адаптации;
участие трудоспособных членов малообеспеченной семьи в активных мерах содействия занятости и в программах социальной адаптации (кроме инвалидов 1 и 2 групп; учащихся, студентов, слушателей, курсантов и магистрантов очной формы обучения; лиц, имеющихм заболевания, при которых может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более 2 месяцев; лиц, осуществляющих уход за детьми до 7 лет, ребенком-инвалидом, инвалидами 1 и 2 групп, престарелыми старше 80 лет, которые нуждаются в постороннем уходе и помощи; лиц, имеющих постоянную работу).
ОДП назначается сроком на 6 месяцев и выплачивается: ежемесячно или единовременно за период, установленный в социальном контракте.
Возможна пролонгация еще на 6 месяцев в случаях не завершения к моменту истечения срока социального контракта активизации семьи, сроков таких активных мер содействия занятости, в которые вовлечены трудоспособные лица (трудоспособные члены семьи), как профессиональное обучение, прохождение молодежной практики, занятость в социальных рабочих местах.
Активные меры содействия занятости населения – меры социальной защиты от безработицы и обеспечения занятости населения, государственной поддержки граждан РК и оралманов из числа безработных, самостоятельно занятых, а также иных лиц в случаях и в порядке предусмотренном Законом о занятости населения.
К мерам социальной защиты от безработицы и обеспечения занятости населения относятся:
1) проведение социальной профессиональной ориентации;
2) трудовое посредничество;
3) "активные" меры содействия занятости;
4) оказание социальной помощи безработным;
5) установление квот для трудоустройства отдельных категорий граждан.
«Активные» меры содействия занятости включают:
1) направление на профессиональное обучение;
2) содействие предпринимательской инициативе граждан и оралманов;
3) направление на молодежную практику;
4) организацию социальных рабочих мест;
5) содействие добровольному переселению для повышения мобильности рабочей силы;
6) организацию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
7) общественные работы.
Меры социальной адаптации включают следующие мероприятия:
1) оказание жилищной помощи;
2) оказание социальной помощи в порядке и размерах, определяемых решениями местных представительных органов;
3) прохождение скрининговых осмотров;
4) лечение при наличии социально значимых заболеваний;
5) постановка на медицинский учет в женской консультации до 12 недель беременности;
6) оказание финансовой и материальной помощи обучающимся и воспитанникам госучреждений образования из семей, имеющих право на получение АСП, а также из семей, не получающих АСП, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, и детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в семьях, детям из семей, требующих экстренной помощи в результате чрезвычайных ситуаций, и иным категориям обучающихся и воспитанников;
7) предоставление социальной помощи гражданам в период получения образования в организациях образования;
8) оказание содействия в получении места в организациях образования, осуществляющих дошкольное воспитание и обучение и в зачислении детей в организации дополнительного образования.
ОДП выплачивается: ежемесячно или единовременно за период, установленный в социальном контракте.
Единовременная выплата используется исключительно на:
§ мероприятия, связанные с выполнением обязательств по социальному контракту,
§ развитие личного подсобного хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и другое),
§ организацию индивидуальной предпринимательской деятельности (кроме затрат на погашение предыдущих займов, приобретение жилой недвижимости).
Месячный размер адресной социальной помощи рассчитывается Центром по каждому члену семьи или лицу в виде разницы между среднедушевым доходом и чертой бедности, установленной в областях.
Так, например, семья, состоящая из 6 человек (2 взрослых и 4 детей), имеющая общий доход за предыдущий квартал 60000 тенге сейчас может претендовать на СГП семьям, имеющим 4-х и более детей, в размере 9440 тенге (вне зависимости от дохода); на ГДП на 4 детей в размере 2383 тенге на общую сумму 9532 тенге, так как среднедушевой доход в семье не превышает размер потребительской корзины (60% от величины прожиточного минимума – далее как ПМ, установленного на данный период в размере 23405 т.); а на АСП семья претендовать не может, так как ее среднедушевой доход ниже черты бедности (4 кв. 2017 г. 9362 - 40% ПМ). Таким образом, общая сумма выплат в данной семье может составлять 18972 тенге, что гораздо меньше той суммы, которую данная семья при таком же доходе сможет получать с 2018 года, так как увеличится черта бедности (50% от ПМ, который также увеличится приблизительно до 28284 тенге). Теперь помощь будет выплачиваться всем членам семьи и составит 24852 тенге. А в случае, если есть трудоспособные лица, не имеющие работу, данная семья примет участие в мерах содействия занятости и социальной адаптации.
При оказании адресной социальной помощи совокупный доход лица (семьи) исчисляется Центром занятости за квартал, предшествовавший кварталу обращения, в соответствии с Правилами исчисления совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение государственной адресной социальной помощи, утвержденными приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 28 июля 2009 года № 237-п.
Для назначения адресной социальной помощи заявитель обращается в Центр по месту жительства, или к акиму поселка, села, сельского округа (далее – аким), с заявлением на назначение социальной помощи с приложением следующих документов: документ удостоверяющий личность (удостоверение личности (паспорт) гражданина РК, вид на жительство иностранца, постоянно проживающего в Республике Казахстан, удостоверение лица без гражданства, удостоверение беженца, удостоверение оралмана); сведения о составе семьи; сведения о полученных доходах членов семьи заявителя; сведения о наличии личного подсобного хозяйства; сведения о номере банковского; документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства заявителя (членов семьи) (адресная справка или справка акима) на каждого члена семьи (для назначения АСП во внимание принимается только постоянная регистрация заявителя и членов семьи); справка по опеке и попечительству, либо решение суда.
Также, трудоспособные члены семьи дополнительно предоставляют следующие виды документов:
1) документ, подтверждающий трудовую деятельность (при наличии);
2) документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки (при наличии).
В процессе приема документов заявителя с ним и (или) членами его семьи проводится собеседование, в ходе которого определяются:
1) основания получения безусловной или обусловленной денежной помощи;
2) нуждаемость в мерах содействия занятости;
3) меры социальной адаптации.
Собеседование проводится:
1) ассистентом – в день обращения в аппарат акима;
2) консультантом - в день обращения в Центре.
Следует отметить, что человеку не просто будут предоставлять денежную помощь, ему помогут трудоустроиться, при необходимости направят на различные курсы переподготовки и повышения квалификации или предоставят микрокредиты. Таким образом, стимулируется потенциал семьи для выхода из состояния бедности.
Елена АФАНАСЬЕВА.
Нет комментариев. Ваш будет первым!