От помощи не откажемся. Кто же нас научит?
Как мы уже рассказывали, при лисаковском Центре оказания специальных социальных услуг функционирует общественный совет, целью которого является контроль качества оказываемых здесь услуг, распределение средств контрольного счета наличности и тому подобное.
В состав общественного совета, о котором идет речь, входят люди, имеющие возможность со стороны наблюдать, чем кормят людей, тепло ли им здесь, уютно ли. Это родственники услугополучателей центра, представители НПО (председатель общества инвалидов Алла Сидорчук), партии «Nur Otan» (депутат городского маслихата, первый заместитель председателя лисаковского филиала партии «Nur Otan» Кульзада Мухамадиева), СМИ (журналист Елена Сподарь). Председателем общественного совета является мама одного из услугополучателей.
На первом заседании общественного совета в этом году рассматривался вопрос распределения средств контрольного счета наличности. Потратить имеющиеся на нем деньги администрация центра имеет право лишь на мягкий инвентарь (обувь и одежда), на те препараты для постояльцев, которые не могут быть закуплены за счет государства или Фонда ОСМС (чаще это редкие, индивидуально прописанные врачом лекарственные средства) и санитарно-гигиенические средства (памперсы и прокладки выделяются и за счет бюджета, но в особых случаях при потребности закупаются дополнительно). Важно, что с нынешнего года такие центры Казахстана впервые добились разрешения закупать на средства с контрольных счетов подопечных и твердый инвентарь. Например, кто-то хочет дополнительную тумбочку в комнату, отдельный шкаф, стул. Теперь у услугополучателей лисаковского центра это будет.
На заседании у членов общественного совета была возможность пощупать, рассмотреть закупленную для постояльцев одежду, обувь. Директор лисаковского центра оказания специальных социальных услуг Мәмбет І. Ж., заместитель директора Манкевич С. Г., сестра-хозяйка Зуева Т. А. продемонстрировали все. Вопросами администрация центра была, конечно, завалена. В общем, мы увидели, с каким рвением отвоевывают работающие здесь люди право своих подопечных носить качественную одежду и обувь. Да, не брендовую. Но максимально качественную из того, что они могут себе позволить в рамках имеющихся стандартов. Так как закуп проходит по правилам госзакупок, и, следовательно, приходится работать с поставщиками из отдаленных регионов, то отслеживать должное исполнение их обязанностей нелегко. Некоторые из них норовят подсунуть совсем не то, что должны. Были, например, случаи, когда поставщик вместо вещей большого размера присылал одежду со срезанными бирками, но мизерного размера. Так как пока закон не выделяет средств на экспертизу качества каждой из заявленных вещей, то ушлые продавцы часто пытаются подсунуть что подешевле. Приходится оспаривать, возвращать. И даже судиться с ними. В настоящее время лисаковский центр вынужден участвовать в двух процессах против подобных дельцов.
Вещи и обувь для услугополучателей здесь стараются закупать разного фасона, моделей. Так, чтобы люди не чувствовали себя жителями инкубатора. На каждую вещь пришивается специальная бирка, указывающая и дату приобретения, и фамилию ее владельца. Согласно нормативам каждая из вещей не может быть использована более определенного срока эксплуатации (зимние куртки, например, закупаются раз в три года, футболки чаще). Ну а нашивка с фамилией помогает больному человеку не растерять свою одежду. Тем более что на каждого из услугополучателей предусмотрен законный объем гардероба. Например, он имеет право на приобретение четырех пар брюк в год, четырех платьев, двух трико, трех футболок и так далее. В списке наименований предметов санитарной гигиены существует четыре позиции, индивидуальных лекарственных средств - девять, а мягкого инвентаря (одежда, обувь, нижнее белье, головные уборы и т. д.) - 75 (!) позиций. И при этом, сетуют сотрудники центра, в нем нет всего необходимого. В частности, праздничных платьев для выступления, торжеств. Да, здесь очень трогательно относятся к досугу, духовной гармонии услугополучателей.
Есть проблема, решить которую коллективу центра трудно. Психоневрологические больные не всегда могут быть аккуратны, так что иногда ломаются молнии в их куртках, рвется обувь. А обувной мастер по штату здесь не положен. Есть среди услугополучателей (а это 38 женщин и 42 мужчины в возрасте от 18 до 85 лет) пара молодых ребят с золотыми руками. И было бы здорово, если бы нашелся волонтер, который провел хотя бы для одного из них мастер-класс по ремонту обуви. Еще необходим меценат, который подарил бы центру инструменты мастера по ремонту обуви. Кстати, есть у здешних женщин рвение вязать. Сотрудники центра приносят для них пряжу, но этого недостаточно. Бюджет же для обучения, приобретения инструментов или пряжи не предусмотрен. Кто сталкивался с распределением бюджетных средств, понимает, о чем идет речь.
Пока контрольный счет наличности (КСН) пополняется за счет средств только тех услугополучателей, кому уже успели оформить пособие или недееспособность. Так что поступления в него будут объемнее, но отчитаться уже есть за что.
Информацию по расходованию средств с КСН озвучила председатель комиссии Светлана Манкевич. Предметы и средства санитарной гигиены на 784 604 тенге закуплены по март включительно. Выдаются согласно утвержденному графику. Одежды, обуви, постельного белья приобретено всего на сумму 12 374 993 тенге.
Рассказала Светлана Габдрахмановна о планируемом закупе твердого инвентаря. Отметила: это будут для каждого из услугополучателей персональные шкаф-пенал, тумба прикроватная, кровать с матрасом.
Старшая медсестра Г. У. Отарбаева отчиталась, что медицинских товаров для услугополучателей закуплено на 330 209 тенге, средств личной гигиены - на 475 152 тенге.
Елена Сподарь.
Нет комментариев. Ваш будет первым!