Полиязычное образование - веление времени

5 января 2018 - Администратор
Полиязычное образование - веление времени

 В современном мире в связи с процессами самоопределения наций, образования многонациональных государств, активной миграцией населения весьма важной задачей стало правовое решение вопросов языка.

Приобретение Казахстаном независимости позволило сделать самое главное - определить место, роль и статус казахского языка в государственном устройстве и жизни общества.

А она показывает, что государственный язык имеет необходимый уровень развития для полноценного существования других наций и народностей, живущих на территории Казахстана.

Остро стоит вопрос о сохранении и развитии государственного языка, однако определяя его статус как государственного, мы нисколько не умаляем роль и значение русского, считая его языком межнационального общения.

Ведь Казахстан - страна многонациональная, с колоритным жизненным укладом и ментальностью. У нас проживает 140 этносов, у каждого есть собственный язык, который четко определяет его положение в социальной и культурной жизни общества. Язык - это корни народа. Вот почему казахский язык превалирует над другими в силу своей государственности, и это бесценное достояние должно быть уважаемо другими этносами.

Язык - наше главное завоевание и вместе с тем - межнациональное согласие также. Благодаря политике нашего Президента Н. Назарбаева в сфере межнациональных отношений казахстанцы вот уже четверть века живут в мире и согласии. Дружба народов - неотъемлемая черта казахстанцев, результат взвешенной государственной политики.

Учитывая значимость казахского языка как государственного и принимая во внимание необходимость интеграции Казахстана в мировое сообщество, целью образования на современном этапе становится не просто знание трех языков, но и формирование ключевых компетенций, которые должны вооружить молодежь для дальнейшей жизни в нем.

Стремительное вхождение Казахстана в мировое сообщество, социально-историческая перестройка общества и общественной формы сознания, ориентация на ценности общечеловеческой культуры актуализировали проект Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Триединство языков как социально-историческая необходимость, как конкурентоспособность нации», как культурный императив времени и утвердили приоритет трех языков в Республике Казахстан: казахского - русского - английского.

Модернизация системы образования, которая проводится в нашей стране, связана прежде всего с обновлением содержания, с обеспечением его деятельного, развивающего, культуросообразного характера, с запросами современного рынка труда на профессионально мобильных, коммуникативно-компетентных и творчески мыслящих специалистов.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы определены цели обучения языкам для формирования духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, ориентированной на приоритеты национальных ценностей при уважении к ценностям других цивилизаций.

Школа-гимназия - это современное учреждение, где качество образования соответствует республиканским стандартам и где наряду с казахстанской программой реализуются международные учебные проекты и программы в области преподавания английского языка. Погружение учащихся в полиязыковую среду способствует их личностному развитию и дает возможность выпускникам школы продолжить свое образование в престижных вузах Казахстана, России, Европы, Азии и Америки.

Здесь углубленно изучается английский язык, но есть и факультативное преподавание французского и немецкого.

В школе созданы благоприятные условия для полиязычного обучения: кабинеты казахского, английского и русского языков оснащены современным оборудованием, имеется свободный доступ к Internet, используются медиафонды: электронные учебники и обучающие программы, школьный учебный сервер. Библиотечный фонд школы оснащен необходимой литературой: учебной, художественной и публицистической на трех языках. Выписывается для учеников и учителей более 100 наименований газет и журналов на казахском, русском и английском языках. В кабинетах английского имеются образовательные, публицистические, художественные ресурсы, собранные волонтерами Корпуса Мира, работавшими в школе и других городских организациях в 1993-2002 годах.

Углубленное обучение английскому ведется со 2-го класса. Такое раннее освоение иностранного языка, непрерывность и преемственность в иноязычном образовании позволяют использовать его не только в коммуникативной, но и в познавательной функции. Практика взаимосвязанного обучения государственному, родному и иностранному языкам свидетельствует о взаимообогащении и об их положительном влиянии на всестороннее развитие личности. Это осуществляется на базе УМК всемирно известных зарубежных издательств, что позволяет поднять преподавание английского языка на качественно новый уровень, обеспечить конкурентоспособность учащихся школы.

Постановлением правительства Республики Казахстан в 2015 году утверждена Дорожная карта развития трехъязычного образования до 2020 года, в которой обозначена стратегическая цель: обеспечение поэтапного внедрения трехъязычного обучения на всех уровнях образования в Республике Казахстан для повышения его конкурентоспособности и развития человеческого капитала.

Если соотносить задачи Дорожной карты с тем, что мы имеем на сегодняшний день, то нельзя не отметить возможности профильного обучения в старших классах.

Переход к нему в школе-гимназии ставит основной целью создание условий для социализации учащихся, обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием. Для реализации профессиональной подготовки учащихся в школе-гимназии действуют профильные курсы «Основы современной экономики», «Основы ведения туристического бизнеса», «История англоговорящих стран», «История британской и американской литературы», «Основы делопроизводства с применением персональных компьютеров», «Техника перевода», «Практикум по анализу художественных произведений». Все эти курсы ведутся на английском языке.

Курс «Основы ведения туристического бизнеса» способствует развитию представлений о нем, как о важной отрасли национальной и мировой экономики. Особенностью программы является обретение учащимися практических навыков в этой сфере, участие в разработке бизнес-проектов. Они получают практический опыт работы с предприятиями, обслуживающими туристический бизнес, опыт эффективного общения и взаимодействия с большим количеством людей различных профессий, что может пригодиться им в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Курс «История англоговорящих стран» позволяет понять тонкости, специфику современного английского языка на примере знакомства с их историей, развивает умения и навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний в области английского языка, показывает учащимся его практическое значение в других областях знаний, способствует развитию социальной компетентности, то есть умению и готовности взаимодействовать с другими людьми как в деловой, так и в личной сферах общения.

 

Курс «Основы современной экономики» направлен на развитие экономического мышления у старшеклассников. Позволяет расширить словарный запас слов в области экономики и бизнеса, проводить исследования в области экономики на материалах и данных о развитии Лисаковска.

Курс «История британской и американской литературы» нацелен на формирование межкультурной коммуникации и социокультурной компетенции учащихся, знакомит с культурным наследием Великобритании и Америки, а также их взаимным влиянием на европейскую и мировую культуру, развивает художественно-эстетический вкус через изучение и чтение художественных текстов мировой классической литературы на английском языке. Обучает навыкам авторского перевода литературных произведений в прозе и в поэзии, мотивирует на обсуждение и анализ художественных произведений.

Курс «Основы делопроизводства с применением персональных компьютеров» обеспечивает овладение навыками общения в деловых ситуациях через все виды коммуникаций, развивает навыки использования персонального компьютера и современных IT-технологий для оформления деловой корреспонденции и документов, формирует социокультурную, межкультурную компетенции. Способствует формированию навыков саморегулируемого обучения путем обучения поиску информации, работе с различными источниками и справочной литературой.

Курс «Техника перевода» обеспечивает практическое использование лингвистических знаний и умений, полученных на уроках английского языка, а также полноценное восприятие учащимися содержания текста через его художественно-языковую форму. При этом развивается социокультурная компетенция, а именно - умение участвовать в коммуникациях в соответствии с нормами, принятыми в современном мире.

Курс «Практикум по анализу художественных произведений» направлен на формирование способности и готовности использовать усвоенные на занятиях умения и способы деятельности в реальной жизни для развития функциональной грамотности учащихся, учит извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, применяя определенные технологии чтения, развивает творческие способности ученика, его умение использовать компенсаторные стратегии, в том числе при работе с текстами различных жанров.

Школа регулярно обменивается опытом с различными учебными общеобразовательными заведениями и вузами города и области, республики по совершенствованию преподавания английского языка. Учителя школы выступают в качестве лекторов на курсах повышения квалификации в областном ИПК и ПРО, в КГУ имени А. Байтурсынова на кафедре факультета английского языка.

Ежегодно школа принимает активное участие в Программе FLEX по программе обмена учащимися с США, в конкурсах учителей английского языка. Начиная с 1993 года 17 учащихся школы стали победителями и финалистами по программе обмена студентами между США и Казахстаном: это Плачайте Оксана, Чернятьева Анна, Бермишев Алексей, Сокур Лилия, Крепышева Анна, Сенновская Светлана, Кущанова Сауле, Шарипов Серик, Эхаева Белла, Достанова Дина, Рокитенец Алена, Кулубекова Галлия, Тян Ксения, Айсин Марат, Рубанов Александр и Зикратова Дарья. В 2015 году победителем международной программы Будущих Лидеров программы обмена студентами между Казахстаном и США стал ученик нашей школы 10«А» класса Лян Николай (учитель Михайловская Я. А.). В 2016 и 2017 годах ученица 9«А» и 10«А» класса Кенжегулова Камилла победила в областном туре данной программы и в настоящий момент является претендентом для дальнейшего обучения в школах Америки, участвуя в третьем, финальном туре.

Благодаря раннему и эффективному изучению английского языка выпускницы школы Бермухамбетова Акмарал, Сандыгулова Анар стали стипендиатами премии «Болашак» Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева и получили высшее образование в Шотландии и Ирландии. Грантер и победитель конкурса Шарипов Серик получил высшее образование на грантовой основе в Американо-Болгарском университете. Кущанова Сауле - грантер, получила высшее образование в Национальном техническом университете им. Циолковского (г. Москва). Ребята из нашей школы, обучаясь в высших учебных учреждениях Казахстана, становились победителями международных программ обмена студентами и проходили обучение в высших учебных заведениях за рубежом: Дашкевич Алина - США, Суняйкина Ольга - США, Польша, Акмурзина Айнур - Кипр, Польша.

Внеклассная и методическая работа учителей иностранного языка школы-гимназии направлена на коммуникативную социализацию учащихся школы.

Это конкурс внеклассных мероприятий для начальной школы по полиязычию. Форма - «Живая библиотека». Тема «По страницам сказок изучаемых языков».

Республиканская дистанционная олимпиада по английскому языку КИО для учителей и учащихся.

Декабрь 2015 года - областной семинар «Исследование урока как способ совершенствования практики преподавания учителя». Коучинг (метод, при котором человек, называемый коучем, помогает учащимся достичь жизненной или профессиональной цели - ред.) «Качественный анализ доказательств урока исследования - эффективный способ ретроспективной рефлексии учителя» - Михайловская Я. А.

Февраль 2016 года - областной семинар по теме «Обновление процесса обучения английскому языку посредством технологизации уроков», обмен опытом преподавания английского языка: открытые уроки, коучинги и мастер-классы - учителя иностранного языка школы.

Март 2016 года - международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы полиязычия в рамках реализации Дорожной карты развития трехъязычного образования».

Март 2017 года - региональный семинар учителей города и области по теме «Преподавание предметов естественно-математического направления в условиях перехода на трехъязычие» - учителя английского языка Михайловская Я. А., Зинченко М. И., Винс А. Ю. провели интегрированные уроки с учителями естественно-математического цикла Мурзабековой О. В., Малыхиной Т. А., Шилиной И. С.

В рамках семинара учитель английского языка Суетина Ю. В. провела коучинг  по теме «Продвижение трехъязычного образования: проблемы и перспективы».

Выступление по теме «Возможности профильного обучения в преподавании прикладных курсов профессиональной направленности на английском языке» - Суетина Ю. В.

КГУ «Школа-гимназия» является опорной по продвижению программы преобразования системы образования в Республике Казахстан.

 

Таким образом, владение казахским, русским и английским языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности выпускника школы.

Следовательно, полиязычие и полиязычное преподавание иностранных языков - абсолютная необходимость, веление времени, поскольку весь мир полиэтичен, полилингвистичен. И в решении главной проблемы современного мира - согласия и взаимопонимания между людьми, преодоления трудностей межэтнического общения, межкультурной коммуникации - может способствовать в большей мере и в большей степени именно сохранению и поддержке ситуации полиязычия в каждом государстве и в отношениях между государствами.

Янина Михайловская,

учитель английского языка

высшей категории школы-гимназии.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Комментарии с нецензурными выражениями, оскорблениями, разжигающие межнациональную рознь, рекламой и т.д. строго запрещаются. Будьте вежливыми и сдержанными по отношению к авторам статей и другим комментаторам. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев к статьям.
О нецензурных и т.п. комментариях cообщайте администратору по почте lisnov1@yandex.ru